Калейдоскоп педагогических идей
2014:
технолгии |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||
Технология групповой работы Групповая работа – средство развития учащихся через групповое мыслительно-деятельностное взаимодействие. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Использование групповой работы должно быть построено так, чтобы учитель мог организовать взаимодействие учащихся для поиска способов решения класса задач, а так же запустить процесс теоретического исследования и рефлексии. Эффективность групповой работы проявила себя в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся. Обучение должно носить, прежде всего, развивающий характер, а одна из форм работы, которая предопределяет развивающий характер обучения и опирается на зону ближайшего развития ребёнка, является групповая форма работы. Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. В настоящее время ведущая цель процесса обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, самостоятельно добывая новые знания в процессе исследовательско-поисковой деятельности. Реализация данной цели способствует групповая работа, в этом и заключается актуальность и широкая применяемость этой формы. Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить очень тонкий и ранимый внутренний мир ребенка. Многие дети, поступая в школу, не доверяют себе и нуждаются в психологической поддержке. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности. Для установления благоприятной атмосферы используются различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт с другими детьми, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника игрового познавательного процесса. Групповая поддержка создает чувство защищенности, облегчает любой шаг в неизведанное даже в таких напряженных ситуациях, как выход к доске, ответ с места. Благодаря проведению разнообразной психологической подготовки даже самые тревожные и робкие дети преодолевают этот барьер. В ситуации самостоятельного поиска решения ученик способен обращаться ко взрослому с познавательным вопросом, указывая, какого именно знания ему не достает для решения той или иной задачи. Таким образом, можно выделить три ведущих характеристики учебного сотрудничества ребенка с взрослым в процессе групповой работы: · оно несимметрично, ребенок не имитирует взрослого; · оно предполагает познавательную инициативу ребенка, указывая взрослому ближайшую учебную цель их совместных усилий; · ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом нового знания. Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде.
|
|
|||||||
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014 |