Калейдоскоп педагогических идей
2014:
уроки
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Страхование бизнеса
Автор: Малых Валентина Александровна
Тема урока: Страхование бизнеса
Учебные предметы: экономика, предпринимательство, информатика и ИКТ.
Категория обучаемых: учащиеся 9 класса
Педагогические технологии: кейс-метод, организация группового взаимодействия, РКМЧП, ИКТ.
Цели проекта:
1. Определить риски предпринимательской деятельности и на их основе выбрать страховую компанию для фирмы.
Задачи:
-выявление страховых рисков и выбор страховой компании;
-умение работать в группе в режиме реального времени;
-оформление результатов и презентация работы;
-отработка навыка работы в группе в условиях конкуренции и с соблюдением регламента.
Ход урока:
1. Стадия вызова
Ситуация
Функционирование предприятий в условиях рыночной экономики неизбежно связано с риском, вызываемым как неопределенностью будущей работы, так и возможными ошибочными решениями, принимаемыми руководством фирмы.
Понятие риска, его оценки, прогнозирования и даже управления им - вещь малознакомая для российских предпринимателей, хотя их повседневная деятельность бывает сопряжена с таким уровнем риска, при котором любой западный предприниматель даже и не подумал бы браться за дело.
Вопросы, связанные с риском в деятельности фирмы, интересуют как работников предприятия, так и его акционеров, инвесторов поставщиков, потребителей. В связи с этим предприниматель проводит анализ возможных рисковых ситуаций, намечает меры по уменьшению и компенсации рисков.
Для предпринимателя жизненно важно заранее изучить все типы рисков, с которыми он сможет столкнуться, их источники, а так же предпринять возможные действия по сокращению рисков и минимизации потерь, вызванных ими.
Процедура работы для учащихся:
1. Все участники работают в одном помещении. Им разрешено общаться друг с другом, если в этом есть желание и необходимость.
2. Все участники имеют право работы с источниками информации (словари, учебники и т. д.), Internet.
3. Руководители групп получают от консультанта задание.
4. Разрешено делать все, что не запрещено, предполагая, что участники имитации серьезно принимают свои роли и связанную с ними ответственность.
5. Участники высказывают мнение о результативности проведенного занятия.
Процедура работы для консультантов:
1. Консультант знакомит участников имитации с процедурой занятия.
2. Руководители групп имеют право во время работы обращаться с вопросами к консультанту, а так же к руководителям групп конкурентов.
3.По окончании работ консультант подводит итоги работы команд.
Организация работы: Регламент:
1. Организационные моменты – 2мин.
2. Распределение работ в группе - 3 мин.
3. Составление списка рисков, оформление - 10 мин.
4. Выбор страховой компании, обоснование - 10 мин.
5. Компьютерная обработка материалов -10 мин.
6. Презентация - по 5 мин.
7. Рефлексия (обмен мнениями) – 10 мин.
2.Смысловая стадия
Имея раздаточный материал (экономический словарь, ментальная карта, литература) по теме «Риски» участникам имитации необходимо проанализировать данную информацию, провести классификацию рисков по трем областям:
-риски, связанные с потерей имущества;
-риски, связанные с потерей жизни и жизнедеятельности;
-риски, связанные с ответственностью.
Цель
-найти и проанализировать материал по теме «Риски»;
-составить классификацию рисков, с которыми может столкнуться предприниматель в ходе осуществления предпринимательской деятельности, разработать требования к страховой компании;
-выбрать страховую компанию для создаваемых учащимися проектов фирм.
Роли
-руководитель проектной группы;
-члены проектной группы;
-консультант (учитель).
Условия:
- проектная группа состоит из 4-6 человек;
- руководитель проектной группы выбирается в каждой команде участниками, входящими в ее состав;
-членами групп являются остальные участники (5 чел.);
-руководитель проектной группы имеет право, в период работы, обращаться с вопросами к консультанту, а так же к руководителям групп-соперниц;
-разрешено делать все, что не запрещено, предполагая, что участники имитации серьезно принимают свои роли и связанную с ними ответственность;
-соблюдение регламента, установленного в начале имитации.
События
Все участники работают в одном помещении. События начинаются со встречи всех участников. Им разрешено общаться друг с другом, если в этом есть желание и необходимость. Консультант знакомит участников имитации с условиями ее проведения. После этого группы выбирают руководителя. Руководители команд получают от консультанта задания.
Документы
-задания;
-раздаточный материал.
Приглашение
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Вы являетесь участником имитации в менеджменте по теме «Риски и страхование». В ходе занятия Вам необходимо выполнить ряд заданий, а именно:
Задания:
1 .Составить список рисков, с которыми может столкнуться предприниматель в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
2.Составить современные требования к страховой компании по страхованию рисков.
3.Проанализировать рекламные буклеты страховых компаний и выбрать из них самую надежную. Обосновать свой выбор.
4.Организовать работу согласно регламенту:
-выбор руководителя группы и названия группы-5 мин;
-составление списка рисков, его систематизация, оформление-15 мин;
-выбор страховой компании-15 мин;
-выступление по рассматриваемым вопросам - по мин;
-подведение итогов работы, обмен мнениями- 10 мин.
Задание №1
1. Проанализировать раздаточный материал, по теме «Риски» составить список рисков, с которыми может столкнуться предприниматель в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
2.Провести классификацию рисков по трем областям:
- риски, связанные с потерей имущества;
- риски, связанные с потерей жизни и жизнедеятельности;
- риски, связанные с ответственностью
2.Познакомить всех участников с результатами, полученными в ходе совместной работы команды.
Задание №2
1. Составить современные требования к страховой компании по страхованию рисков.
2. Проанализировать рекламные буклеты страховых компаний с точки зрения удовлетворения современных требований, выбрать из них самую надежную. Аргументируйте свою точку зрения.
Таблица к заданию
Задание: на основании анализа ментальной карты по теме «Риски», экономического словаря и т. д. команде необходимо:
- определить риски, с которыми может столкнуться предприниматель в ходе осуществления деятельности создаваемой фирмы;
- определить способы снижения негативных последствий рисков
- заполнить таблицу, довести до сведения участников
- результаты работы команды
№ п/п |
Риски |
Способы снижения негативных последствий рисков |
1. |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель команды:
Таблица к заданию №2
Задание:
1 .Разработать критерии выбора страховой компании.
2.На основании анализа раздаточного материала (реклама страховых компаний) выбрать страховую компанию
3.Заполнить таблицу, довести до сведения участников имитации
результаты работы команды
№ п/п |
Критерии, предъявляемые к страховой компании |
Страховая компания |
||
|
|
|
||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
Руководитель команды:
3.Стадия рефлексии
После окончания работы консультант подводит итоги работы команд. Участники высказывают мнение о результативности проведенного занятия.
Развиваемые в ходе урока универсальные учебные действия:
1.Регулятивные универсальные учебные действия:
- анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;
- планировать пути достижения целей;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- работать в жестких временных рамках.
2.Коммуникативные универсальные учебные действия
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями членов команды в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
3.Познавательные универсальные учебные действия
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, рекламы, интернета;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно и выбирая основания и критерии для указанных логических операций
Оценка метапредметных достижений
№ п/п |
универсальные учебные действия |
оценка |
||
да |
испытываю затруднения |
нет |
||
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
1. |
Умею анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия
|
|
|
|
2. |
Умею планировать пути достижения целей
|
|
|
|
3. |
Умею принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров (работа в группе)
|
|
|
|
4. |
Умею работать в жестких временных рамках
|
|
|
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
1. |
Умею формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями членов команды
|
|
|
|
2. |
При выполнении проекта умею учитывать мнение других
|
|
|
|
3. |
Умею организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
|
|
|
|
Познавательные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
1. |
Для выполнения заданий урока могу осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, рекламы, интернета
|
|
|
|
2. |
Умею осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
|
|
|
|
3. |
Я могу осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирать критерии для указанных логических операций
|
|
|
|
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014