Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

            

Песни Франца Шуберта

 

Автор: Мировая Юлия Петровна

Тема: «Песни Франца Шуберта».  Раздел: Старинной песни мир

Учебный предмет: музыка

Категория обучаемых: учащиеся 6 класса

Педагогические технологии:  технология коллективной мыследеятельности

       Программа: «Музыка. 5-7 класс».  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

        Оборудование: звуковоспроизводящая техника, фортепиано, учебники

   Цель:     Создать условия для коллективной мыследеятельности по осознанию эмоционально-   образного содержания произведений в процессе знакомства с песенным творчеством Ф. Шуберта.

    Задачи:

                                                                    Образовательные:

Расширить представления учащихся о песенном творчестве  Ф. Шуберта

Силами учащихся выявить особенности нового стиля песен, созданного Ф. Шубертом

Добиться понимания эмоционально-образного содержания изучаемых произведений

Провести анализ средств выразительности

 

                                                                       Развивающие:

Создать условия для проявления инициативы, творчества каждого отдельного учащегося в   процессе коллективной деятельности

Добиваться от учащихся логической аргументации их мнения

Учить отстаивать свою позицию при общем решении учебной задачи.

 

                                                                     Воспитательные:

       Организовать взаимодействие учащихся в познавательном процессе

 Воспитывать чувство ответственности за выполнение доверенной учащемуся части общего дела

 Воспитывать терпимое отношение к чужому мнению, умение выслушать и понять другого человека

 

 

Изучаемые понятия:  песня, баллада, вокальная баллада, образы песен, серенада, баркарола, изобразительность, выразительность, контраст, сходство, тембры певческого голоса, сопровождение,  музыкальный язык, развитие образа, драматическая сцена, имена авторов произведений

     Тип урока: комбинированный

 

     Музыкальный материал:  Франц Шуберт. Баркарола. Серенада. Лесной царь

  Художественный материал: М. Фон Швинд. Шубертовский вечер. Шуберт за фортепиано.  И. Купельвизер. Общественная игра в Аценбругге. А. Кошкин. Обложка книги. А. Кошкин. Лесной царь. Фрагменты. М. Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. К. Богаевский. Классический пейзаж. К. Коро. Порыв ветра. И.-А. Кох. Горный пейзаж.

 

 

Формирование универсальных учебных действий

 

Познавательные УУД:

1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 2. знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из    чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

3. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

5. анализ объектов, синтез, восполнение недостающих компонентов , построение логической цепи рассуждений;

6. выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Регулятивные:

       1. целеполагание;

       2. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом   конечного результата;

       3. коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план;

       4. оценка;

       5. выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 

Коммуникативные:

1. учет позиции других людей

2. умение слушать и вступать в диалог

3. участвовать в коллективном обсуждении проблем

4. определение цели, функций участников, способов взаимодействия принятие решения и его реализация

5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

 

 

 

Этапы урока

Музыкальный и художественный материал

Деятельность учащихся

Приемы и формы работы

Задачи

1

Модуль 1

Работа над темой урока

Такт 1

Введение в ситуацию. Постановка проблемы

Ф. Шуберт.

Баркарола. Серенада

 

М. Фон Швинд. Шубертовский вечер. Шуберт за фортепиано.

  И. Купельвизер. Общественная игра в Аценбругге.

Слушают, вспоминают, думают, отвечают, повторяют

Беседа, постановка проблемы, вызов известной информации, работа в микрогруппах

См. ход урока

2

Такт 2

Работа по микрогруппам

Общаются, вырабатывают позицию по данному вопросу, обсуждают, высказывают мнение

3

Такт 3

Обсуждение проблемы

Высказывают и аргументируют мнение своей микрогруппы, формируют коллективное мнение, вспоминают значение понятий, музыкальный материал

4

Такт 4

Направление процесса дальнейшего познания

Слушают, настраиваются на дальнейшую работу

5

Модуль 2

Слушание и анализ

Такт 1

Введение в проблемную ситуацию

Ф. Шуберт

Лесной царь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Кошкин. Обложка книги. А. Кошкин. Лесной царь. Фрагменты.

 

 

 

 

 

М. Воробьев. Дуб, раздробленный молнией.

К. Богаевский. Классический пейзаж. К. Коро. Порыв ветра. И.-А. Кох. Горный пейзаж.

Слушают, осознают цель,  проблему, способы ее достижения, думают, предполагают, высказывают свою точку зрения

Предположение

 

6

Такт 2

Работа по творческим микрогруппам

Слушают, думают, вырабатывают коллективную позицию по данному вопросу, взаимодействуют в группе, уточняют, анализируют, эмоционально откликаются, сравнивают, разрешают противоречия во мнениях

Анализ, сравнение, групповая работа

7

Такт 3

Обсуждение проблемы

Высказывают мнение группы, защищают свои позиции, приводят аргументы, подтверждающие мнение, слушают других, вырабатывают общественное мнение относительно проблемы и работы творческих микрогрупп, отдельных личностей и коллектива в целом, осуществляют рефлексию неудач и успехов, делают выводы

Выработка коллективного мнения, рефлексия неудач и успехов, выводы на ее основе

8

Такт 4

Направление процесса дальнейшего познания

Обобщают представление о новом типе песен, созданном Шубертом, о жанре вокальной баллады, читают,  обобщают, сравнивают язык художественных произведений (музыки, литературы, живописи, музыки), проводят аналогии, делают выводы

Обобщение, сравнение, проведение аналогий, выводы

 

9

Модуль 3

Вокально-хоровая работа

Такт 1

Введение в проблемную ситуацию

Ф, Шуберт «Вечерняя серенада» (фрагмент)

Распеваются, готовят голосовой аппарат к работе, запоминают

 

10

Такт 2

Работа по творческим микрогруппам

Ф. Шуберт «Баркарола» (фрагмент)

Слушают, думают, анализируют, общаются, подбирают, высказываются, поют

Анализ, сопоставление

11

Такт 3

Обсуждение проблемы

12

Такт 4

Направление процесса дальнейшего познания

Материал урока

 

Подведение итогов, выводы,

Настроить на работу далее

 

 

Ход  урока:

 

                                                                             Модуль 1.

 Работа над темой урока.

 

Задачи:

- Заинтересовать учащихся уроком.

- Создать условия для активной мыслительной деятельности учащихся. Ввести их через размышления в тематику музыкального материала на уроке.

- Силами класса вспомнить уже известные произведения Шуберта, повторить некоторые ранее изучаемые понятия (песня, баркарола, серенада, бельканто).

 

Формирование универсальных учебных действий:

 

Познавательные:

           - анализ объектов

- восполнение недостающих компонентов

- построение логической цепи рассуждений

- выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

 

 Тема урока заранее не сообщается.

 

Ó       Послушайте музыкальные фрагменты, подумайте, о какой именно музыке пойдет речь на уроке

 

Слушание. Ф. Шуберт. Серенада. Баркарола

 

Высказывание предположений: о песнях Шуберта, о вокальной музыке вообще, о жанрах баркаролы и серенады и т. п.

 

Такт 1. Постановка проблемы (вопросы, слушание)

Такт 2. Обсуждение в микрогруппах

Такт 3. Высказывание мнений микрогрупп и выработка коллективного мнения

Такт 4. Переход к слушанию баллады «Лесной царь».

 

 

                                                                                      Модуль 2

 

Задачи:

 

1. Расширить представление о песенном творчестве Ф. Шуберта

2. Создать проблемную ситуацию – самостоятельное определение учащимися характеристик действующих лиц  произведения

3. Провести анализ средств выразительности каждого из действующих лиц баллады, сравнить интонации героев

4. Выявить выразительные средства, объединяющие композицию в единое целое

5. Проследить за развитием музыкального образа

6. Расширить представление о жанре  «баллада»

7. Развивать способность анализировать, сравнивать, выделять главное, концентрировать и удерживать внимание, умение аргументировать свое мнение

8. Развивать способность к сопереживанию

 

Формирование универсальных учебных действий

 

Познавательные:

- анализ объектов, синтез;

- восполнение недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные:

- учет позиции других людей;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные:

- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план.

 

Такт 1

Введение в проблемную ситуацию.

Представление нового произведения.

 

      Автор музыки уже известен, автор текста сообщается детям, название и содержание – нет.

1-е прослушивание

         Вопросы:

Ó -Определить эмоциональный настой произведения. Какие чувства, переживания вызывает эта музыка?

Ó -Музыка иллюстрирует, изображает какие-либо события, действие, или это внутренний мир человека, картина природы, что-то еще? Выразите первое впечатление.

      (обсуждение)

 

       После выявления тревожного, напряженного состояния обычно дети предполагают   события-действия драматического характера, приходят к выводу об участии нескольких действующих лиц в сцене.

 

Такт 2

Работа по творческим микрогруппам:

Каждая группа делится на экспертов и рабочую группу

2-е прослушивание

       Вопросы:

Ó -Сколько действующих лиц можно услышать в музыке, каких – охарактеризуйте особенности их музыкального языка, настроение.

Ó -Какой характер взаимоотношений между героями, как это выразил в музыке композитор?

 

 (обсуждение в микрогруппах, выработка группового мнения, аргументация)

 

Такт 3

Обсуждение проблемы

Высказывание мнений микрогрупп, аргументация, сравнение разных предположений.

Выработка коллективного мнения с аргументацией.

       Перед третьим прослушиванием сообщается название произведения, дети знакомятся с содержанием – текст озвучивается, дети соотносят свои предположения с реальностью.

   Во время третьего прослушивания находим реплики действующих лиц, анализируем эмоциональную составляющую, средства выразительности (письменно)

Ó -Эмоциональная окраска речи кого из героев была более спокойная или самая напряженная, взволнованная  и почему?

 

Ó -Что объединяет композицию в единое целое?

       (анализ аккомпанемента, непрерывности движения, эмоционального развития)

      Анализ пейзажных зарисовок в тексте, их контраст с общим драматически-напряженным настроением в музыке.

 

Анализ содержания:

Ó -От чьего имени ведется повествование?

Ó -Символом чего является Лесной Царь?

Ó -Мог ли отец спасти сына? Почему?

Ó -Почему Лесного Царя видит и слышит только сын?

Ó - Почему в последней строфе баллады настоящее время глаголов заменяется прошедшим?

-Почему произведение называется «баллада»? Что такое баллада?

 

 

Такт 4

Направление процесса дальнейшего познания

Краткий рассказ о жанре баллады, выявляем черты баллады в данном произведении, записываем определение.

- Баллада в древности как танцевальные песни

- Баллада в Средние века – песни повествовательного характера

- Баллада в наши дни – народные предания, истории о таинственных событиях, фантастические, мистические образы

- Особенности баллады – повествовательный характер, часто – сопоставление контрастных образов, тесная связь с сюжетом поэтического текста, непрерывное развитие, картинность изображения, драматическая напряженность чувств.

 

Дети слушают в изложении учителя краткую историю написания Шубертом этого произведения. Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт.

 

       Задание классу: прочитать текст в учебнике и отделить новую информацию от уже известной.

 

 

                                                                           Модуль 3

Вокально-хоровая работа

Такт 1

Введение в проблемную ситуацию

Распевание (фрагмент песни Ф. Шуберта «Серенада»:

Текст: «Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной»

Задачи:

-Настройка класса на вокально-хоровую работу

-Подготовить голосовой  аппарат к пению

-Добиваться мягкой атаки и распределения дыхания

-Добиваться легкости звучания

-Развивать навык кантиленного пения

 

                                Такт 2                                                                                   Такт 3

 

Работа по творческим микрогруппам                                             Обсуждение проблемы

Разучивание фрагмента песни Ф. Шуберта «Баркарола»

Задачи:

 

-Проанализировать эмоционально-образное содержание произведения

-Выявить связи между содержанием и способами воплощения

-Выбрать силами учащихся фрагмент для разучивания, разучить

-Подобрать силами класса наиболее подходящие к данному фрагменту особенности исполнения, аргументировать выбор

 

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные:

-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- анализ объектов

-синтез

Регулятивные:

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

 

План работы:

1) Слушание, анализ эмоционально-образного содержания

2) Выбор фрагмента для разучивания, подбор особенностей исполнения (работа в микрогруппах – такт 2)

3) Высказывание мнений микрогрупп с аргументацией, выбор подходящего для всех варианта, разучивание – 3 такт

 

 

Такт 4

Направление процесса дальнейшего познания

Подведение итогов урока, выводы, обобщение, д/з:

-Прослушать песню Ф. Шуберта на выбор и проанализировать музыкальный образ

 

 

 

                                                                    Суммативное оценивание

 

Лист самооценки

 

Вопросы

Кол-во баллов

макс.

Самооценка

Фактич. оценка

Познавательные УУД

1

Во время определения темы урока ты:

- высказал мнение  по поводу материала, который будем изучать на уроке

- аргументировал свое высказывание

 

1

 

 

2

 

 

 

2

Во время анализа музыкального произведения ты:

-Сумел почувствовать  и передать словами общий эмоциональный настрой произведения

-Высказал предположение по поводу музыкального образа

-Проанализировал музыкальный язык и выявил количество и характеристику действующих лиц баллады

-Сопоставил литературное и музыкальное содержание произведения

-Выявил выразительные средства, объединяющие композицию

-Аргументированно отвечал на вопросы, касающиеся содержания произведений

 

 

2

 

2

3

 

3

 

3

2

 

 

3

Во время вокально-хоровой работы ты:

-Предложил свой вариант исполнения, подтвердил свое мнение размышлениями о связи содержания произведения и особенностей воплощения

 

 

2

 

 

 

Максимальное количество баллов:

20

 

 

Регулятивные:

 

1

Во время анализа музыкального произведения ты:

-Внес свои предложения группе по поводу поисков наилучшего решения учебной задачи (характеристика музыкального образа), предложил варианты

-Оценил вклад в коллективную работу одноклассников

-Сумел направить свои усилия на коллективное решение учебной задачи

 

 

2

 

 

1

3

 

 

 

Максимальное количество баллов:

6

 

 

Коммуникативные:

 

1

Во время групповой работы ты:

-Принимал участие в коллективном обсуждении

-Смог донести до одноклассников свои мысли и понятно их изложить

-Сумел аргументировать и отстоять свою позицию

-Терпеливо выслушивал мнения одноклассников, даже если не был с ними согласен

 

 

1

2

 

3

3

 

 

 

Максимальное количество баллов:

9

 

 

 

Лист взаимооценки

Оцени работу одноклассника

 

 

 

 

 

1

Твой одноклассник ________________ во время групповой работы:

-Принимал активное участие в коллективном обсуждении

-Высказывал идеи и предложения, которые явились ценными для решения группой учебной задачи

-Свои высказывания  смог аргументировать

-Продемонстрировал умение выслушивать участников группы и вступать с ними в диалог

-Направлял свои усилия на благо коллектива

 

1

2

 

3

2

 

2

 

 

 

 

Максимальное количество баллов:

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые материалы:

 

 

 

 

http://www.twirpx.com/file/869625/

http://primanota.ru/f-shubert/serenada-sheets.htm

http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/base/technologies/numerica/materials/seminar/04_1.htm

 

http://do.gendocs.ru/docs/index-211492.html

http://www.myshared.ru/slide/92333/

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014