Калейдоскоп педагогических идей
2014:
уроки
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Песни Франца Шуберта
Автор: Мировая Юлия Петровна
Тема: «Песни Франца Шуберта». Раздел: Старинной песни мир
Учебный предмет: музыка
Категория обучаемых: учащиеся 6 класса
Педагогические технологии: технология коллективной мыследеятельности
Программа: «Музыка. 5-7 класс». Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Оборудование: звуковоспроизводящая техника, фортепиано, учебники
Цель: Создать условия для коллективной мыследеятельности по осознанию эмоционально- образного содержания произведений в процессе знакомства с песенным творчеством Ф. Шуберта.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления учащихся о песенном творчестве Ф. Шуберта
Силами учащихся выявить особенности нового стиля песен, созданного Ф. Шубертом
Добиться понимания эмоционально-образного содержания изучаемых произведений
Провести анализ средств выразительности
Развивающие:
Создать условия для проявления инициативы, творчества каждого отдельного учащегося в процессе коллективной деятельности
Добиваться от учащихся логической аргументации их мнения
Учить отстаивать свою позицию при общем решении учебной задачи.
Воспитательные:
Организовать взаимодействие учащихся в познавательном процессе
Воспитывать чувство ответственности за выполнение доверенной учащемуся части общего дела
Воспитывать терпимое отношение к чужому мнению, умение выслушать и понять другого человека
Изучаемые понятия: песня, баллада, вокальная баллада, образы песен, серенада, баркарола, изобразительность, выразительность, контраст, сходство, тембры певческого голоса, сопровождение, музыкальный язык, развитие образа, драматическая сцена, имена авторов произведений
Тип урока: комбинированный
Музыкальный материал: Франц Шуберт. Баркарола. Серенада. Лесной царь
Художественный материал: М. Фон Швинд. Шубертовский вечер. Шуберт за фортепиано. И. Купельвизер. Общественная игра в Аценбругге. А. Кошкин. Обложка книги. А. Кошкин. Лесной царь. Фрагменты. М. Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. К. Богаевский. Классический пейзаж. К. Коро. Порыв ветра. И.-А. Кох. Горный пейзаж.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные УУД:
1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
3. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
5. анализ объектов, синтез, восполнение недостающих компонентов , построение логической цепи рассуждений;
6. выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные:
1. целеполагание;
2. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
3. коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план;
4. оценка;
5. выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные:
1. учет позиции других людей
2. умение слушать и вступать в диалог
3. участвовать в коллективном обсуждении проблем
4. определение цели, функций участников, способов взаимодействия принятие решения и его реализация
5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
№ |
Этапы урока |
Музыкальный и художественный материал |
Деятельность учащихся |
Приемы и формы работы |
Задачи |
|
1 |
Модуль 1 Работа над темой урока |
Такт 1 Введение в ситуацию. Постановка проблемы |
Ф. Шуберт. Баркарола. Серенада
М. Фон Швинд. Шубертовский вечер. Шуберт за фортепиано. И. Купельвизер. Общественная игра в Аценбругге. |
Слушают, вспоминают, думают, отвечают, повторяют |
Беседа, постановка проблемы, вызов известной информации, работа в микрогруппах |
См. ход урока |
2 |
Такт 2 Работа по микрогруппам |
Общаются, вырабатывают позицию по данному вопросу, обсуждают, высказывают мнение |
||||
3 |
Такт 3 Обсуждение проблемы |
Высказывают и аргументируют мнение своей микрогруппы, формируют коллективное мнение, вспоминают значение понятий, музыкальный материал |
||||
4 |
Такт 4 Направление процесса дальнейшего познания |
Слушают, настраиваются на дальнейшую работу |
||||
5 |
Модуль 2 Слушание и анализ |
Такт 1 Введение в проблемную ситуацию |
Ф. Шуберт Лесной царь
А. Кошкин. Обложка книги. А. Кошкин. Лесной царь. Фрагменты.
М. Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. К. Богаевский. Классический пейзаж. К. Коро. Порыв ветра. И.-А. Кох. Горный пейзаж. |
Слушают, осознают цель, проблему, способы ее достижения, думают, предполагают, высказывают свою точку зрения |
Предположение
|
|
6 |
Такт 2 Работа по творческим микрогруппам |
Слушают, думают, вырабатывают коллективную позицию по данному вопросу, взаимодействуют в группе, уточняют, анализируют, эмоционально откликаются, сравнивают, разрешают противоречия во мнениях |
Анализ, сравнение, групповая работа |
|||
7 |
Такт 3 Обсуждение проблемы |
Высказывают мнение группы, защищают свои позиции, приводят аргументы, подтверждающие мнение, слушают других, вырабатывают общественное мнение относительно проблемы и работы творческих микрогрупп, отдельных личностей и коллектива в целом, осуществляют рефлексию неудач и успехов, делают выводы |
Выработка коллективного мнения, рефлексия неудач и успехов, выводы на ее основе |
|||
8 |
Такт 4 Направление процесса дальнейшего познания |
Обобщают представление о новом типе песен, созданном Шубертом, о жанре вокальной баллады, читают, обобщают, сравнивают язык художественных произведений (музыки, литературы, живописи, музыки), проводят аналогии, делают выводы |
Обобщение, сравнение, проведение аналогий, выводы |
|
||
9 |
Модуль 3 Вокально-хоровая работа |
Такт 1 Введение в проблемную ситуацию |
Ф, Шуберт «Вечерняя серенада» (фрагмент) |
Распеваются, готовят голосовой аппарат к работе, запоминают |
|
|
10 |
Такт 2 Работа по творческим микрогруппам |
Ф. Шуберт «Баркарола» (фрагмент) |
Слушают, думают, анализируют, общаются, подбирают, высказываются, поют |
Анализ, сопоставление |
||
11 |
Такт 3 Обсуждение проблемы |
|||||
12 |
Такт 4 Направление процесса дальнейшего познания |
Материал урока |
|
Подведение итогов, выводы, Настроить на работу далее |
Ход урока:
Модуль 1.
Работа над темой урока.
Задачи:
- Заинтересовать учащихся уроком.
- Создать условия для активной мыслительной деятельности учащихся. Ввести их через размышления в тематику музыкального материала на уроке.
- Силами класса вспомнить уже известные произведения Шуберта, повторить некоторые ранее изучаемые понятия (песня, баркарола, серенада, бельканто).
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные:
- анализ объектов
- восполнение недостающих компонентов
- построение логической цепи рассуждений
- выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные:
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Тема урока заранее не сообщается.
Ó Послушайте музыкальные фрагменты, подумайте, о какой именно музыке пойдет речь на уроке
Слушание. Ф. Шуберт. Серенада. Баркарола
Высказывание предположений: о песнях Шуберта, о вокальной музыке вообще, о жанрах баркаролы и серенады и т. п.
Такт 1. Постановка проблемы (вопросы, слушание)
Такт 2. Обсуждение в микрогруппах
Такт 3. Высказывание мнений микрогрупп и выработка коллективного мнения
Такт 4. Переход к слушанию баллады «Лесной царь».
Модуль 2
Задачи:
1. Расширить представление о песенном творчестве Ф. Шуберта
2. Создать проблемную ситуацию – самостоятельное определение учащимися характеристик действующих лиц произведения
3. Провести анализ средств выразительности каждого из действующих лиц баллады, сравнить интонации героев
4. Выявить выразительные средства, объединяющие композицию в единое целое
5. Проследить за развитием музыкального образа
6. Расширить представление о жанре «баллада»
7. Развивать способность анализировать, сравнивать, выделять главное, концентрировать и удерживать внимание, умение аргументировать свое мнение
8. Развивать способность к сопереживанию
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные:
- анализ объектов, синтез;
- восполнение недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные:
- учет позиции других людей;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Регулятивные:
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план.
Такт 1
Введение в проблемную ситуацию.
Представление нового произведения.
Автор музыки уже известен, автор текста сообщается детям, название и содержание – нет.
1-е прослушивание
Вопросы:
Ó -Определить эмоциональный настой произведения. Какие чувства, переживания вызывает эта музыка?
Ó -Музыка иллюстрирует, изображает какие-либо события, действие, или это внутренний мир человека, картина природы, что-то еще? Выразите первое впечатление.
(обсуждение)
После выявления тревожного, напряженного состояния обычно дети предполагают события-действия драматического характера, приходят к выводу об участии нескольких действующих лиц в сцене.
Такт 2
Работа по творческим микрогруппам:
Каждая группа делится на экспертов и рабочую группу
2-е прослушивание
Вопросы:
Ó -Сколько действующих лиц можно услышать в музыке, каких – охарактеризуйте особенности их музыкального языка, настроение.
Ó -Какой характер взаимоотношений между героями, как это выразил в музыке композитор?
(обсуждение в микрогруппах, выработка группового мнения, аргументация)
Такт 3
Обсуждение проблемы
Высказывание мнений микрогрупп, аргументация, сравнение разных предположений.
Выработка коллективного мнения с аргументацией.
Перед третьим прослушиванием сообщается название произведения, дети знакомятся с содержанием – текст озвучивается, дети соотносят свои предположения с реальностью.
Во время третьего прослушивания находим реплики действующих лиц, анализируем эмоциональную составляющую, средства выразительности (письменно)
Ó -Эмоциональная окраска речи кого из героев была более спокойная или самая напряженная, взволнованная и почему?
Ó -Что объединяет композицию в единое целое?
(анализ аккомпанемента, непрерывности движения, эмоционального развития)
Анализ пейзажных зарисовок в тексте, их контраст с общим драматически-напряженным настроением в музыке.
Анализ содержания:
Ó -От чьего имени ведется повествование?
Ó -Символом чего является Лесной Царь?
Ó -Мог ли отец спасти сына? Почему?
Ó -Почему Лесного Царя видит и слышит только сын?
Ó - Почему в последней строфе баллады настоящее время глаголов заменяется прошедшим?
-Почему произведение называется «баллада»? Что такое баллада?
Такт 4
Направление процесса дальнейшего познания
Краткий рассказ о жанре баллады, выявляем черты баллады в данном произведении, записываем определение.
- Баллада в древности как танцевальные песни
- Баллада в Средние века – песни повествовательного характера
- Баллада в наши дни – народные предания, истории о таинственных событиях, фантастические, мистические образы
- Особенности баллады – повествовательный характер, часто – сопоставление контрастных образов, тесная связь с сюжетом поэтического текста, непрерывное развитие, картинность изображения, драматическая напряженность чувств.
Дети слушают в изложении учителя краткую историю написания Шубертом этого произведения. Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт.
Задание классу: прочитать текст в учебнике и отделить новую информацию от уже известной.
Модуль 3
Вокально-хоровая работа
Такт 1
Введение в проблемную ситуацию
Распевание (фрагмент песни Ф. Шуберта «Серенада»:
Текст: «Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной»
Задачи:
-Настройка класса на вокально-хоровую работу
-Подготовить голосовой аппарат к пению
-Добиваться мягкой атаки и распределения дыхания
-Добиваться легкости звучания
-Развивать навык кантиленного пения
Такт 2 Такт 3
Работа по творческим микрогруппам Обсуждение проблемы
Разучивание фрагмента песни Ф. Шуберта «Баркарола»
Задачи:
-Проанализировать эмоционально-образное содержание произведения
-Выявить связи между содержанием и способами воплощения
-Выбрать силами учащихся фрагмент для разучивания, разучить
-Подобрать силами класса наиболее подходящие к данному фрагменту особенности исполнения, аргументировать выбор
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные:
-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- анализ объектов
-синтез
Регулятивные:
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Коммуникативные:
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
План работы:
1) Слушание, анализ эмоционально-образного содержания
2) Выбор фрагмента для разучивания, подбор особенностей исполнения (работа в микрогруппах – такт 2)
3) Высказывание мнений микрогрупп с аргументацией, выбор подходящего для всех варианта, разучивание – 3 такт
Такт 4
Направление процесса дальнейшего познания
Подведение итогов урока, выводы, обобщение, д/з:
-Прослушать песню Ф. Шуберта на выбор и проанализировать музыкальный образ
Суммативное оценивание
Лист самооценки
№ |
Вопросы |
Кол-во баллов макс. |
Самооценка |
Фактич. оценка |
Познавательные УУД |
||||
1 |
Во время определения темы урока ты: - высказал мнение по поводу материала, который будем изучать на уроке - аргументировал свое высказывание
|
1
2
|
|
|
2 |
Во время анализа музыкального произведения ты: -Сумел почувствовать и передать словами общий эмоциональный настрой произведения -Высказал предположение по поводу музыкального образа -Проанализировал музыкальный язык и выявил количество и характеристику действующих лиц баллады -Сопоставил литературное и музыкальное содержание произведения -Выявил выразительные средства, объединяющие композицию -Аргументированно отвечал на вопросы, касающиеся содержания произведений
|
2
2 3
3
3 2 |
|
|
3 |
Во время вокально-хоровой работы ты: -Предложил свой вариант исполнения, подтвердил свое мнение размышлениями о связи содержания произведения и особенностей воплощения
|
2 |
|
|
|
Максимальное количество баллов: |
20 |
|
|
Регулятивные:
|
||||
1 |
Во время анализа музыкального произведения ты: -Внес свои предложения группе по поводу поисков наилучшего решения учебной задачи (характеристика музыкального образа), предложил варианты -Оценил вклад в коллективную работу одноклассников -Сумел направить свои усилия на коллективное решение учебной задачи
|
2
1 3 |
|
|
|
Максимальное количество баллов: |
6 |
|
|
Коммуникативные:
|
||||
1 |
Во время групповой работы ты: -Принимал участие в коллективном обсуждении -Смог донести до одноклассников свои мысли и понятно их изложить -Сумел аргументировать и отстоять свою позицию -Терпеливо выслушивал мнения одноклассников, даже если не был с ними согласен
|
1 2
3 3 |
|
|
|
Максимальное количество баллов: |
9 |
|
|
Лист взаимооценки
Оцени работу одноклассника
|
|
|
|
|
1 |
Твой одноклассник ________________ во время групповой работы: -Принимал активное участие в коллективном обсуждении -Высказывал идеи и предложения, которые явились ценными для решения группой учебной задачи -Свои высказывания смог аргументировать -Продемонстрировал умение выслушивать участников группы и вступать с ними в диалог -Направлял свои усилия на благо коллектива |
1 2
3 2
2
|
|
|
|
Максимальное количество баллов: |
10 |
|
|
Приложение
Используемые материалы:
http://www.twirpx.com/file/869625/
http://primanota.ru/f-shubert/serenada-sheets.htm
http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/base/technologies/numerica/materials/seminar/04_1.htm
http://do.gendocs.ru/docs/index-211492.html
http://www.myshared.ru/slide/92333/
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014