Калейдоскоп педагогических идей
2014:
уроки
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Древнегреческие олимпийские игры
Автор: Симонов Александр Николаевич
Тема урока: Древнегреческие олимпийские игры
Учебный предмет: история
Категория обучаемых: учащиеся 5 класса
Цель урока: знакомство с историей древнегреческих Олимпийских игр,
оценка метапредметных результатов учащихся.
Задачи: сравнительный анализ древних и современных Олимпийских игр, выявление роли спортивных состязаний в древности и в современном обществе.
Оборудование: учебник (Андреевская Т. П., Белкин М. В., Ванина Э. В. История Древнего мира. 5 класс. М. - Вентана-Граф, 2013), рабочая тетрадь.
Ход урока:
Этап 1. Учитель делает краткое вступление, в котором обозначает время возникновения Олимпийских игр в Древней Греции и место их проведения. Внимание учеников акцентируется на том, что не смотря на политическую раздробленность, это были общегреческие соревнования.
Этап 2. Класс работает с текстом параграфа 31 «Олимпийские игры» и заполняет сравнительную таблицу. Колонка «Древние игры» заполняется основе текста учебника, а колонка «Современные игры» на основе представлений учеников о современных спортивных состязаниях. В таблицу заносятся только отличия, позволяющие выявить ключевые особенности древнегреческого общества.
Вопросы для сравнения |
Древние игры |
Современные игры |
Кому были посвящены игры |
|
|
С чего начинались игры |
|
|
Кто участвовал в играх |
|
|
Когда участники приезжали на игры |
|
|
Сколько было видов спорта |
|
|
Какие были наказания для нарушителей правил |
|
|
Какие были награды победителям |
|
|
Как прославлялись победители на родине |
|
|
Кто кроме спортсменов участвовал в состязаниях |
|
|
Этап 3. Опираясь на таблицу и уже полученные знания о древнегреческом обществе, ученики должны ответить на вопросы:
«Какие главные особенности древнегреческого общества?»
Примерные выводы:
Олимпийские игры посвящались богам и сопровождались жертвами (как и другие сферы общественной жизни),
в состязаниях участвовали не только спортсмены, но и деятели искусства (одинаково важными считались все проявления личности),
победителем считался только один человек (греки стремились к максимальному успеху),
женщины не участвовали в состязаниях (как и в политической жизни)
«Что греки считали наивысшим достижением в жизни человека?»
Примерные варианты ответов:
Спортивные победы считались высшим достижением человека
Победами гражданин прославлял собственный полис
Благодаря спортивным победам, человек мог войти в историю
Победа (в спорте или в различных видах искусства) являлась личным
(не коллективным) достижением человека.
Этап 4. Ученики рассказывают о видах спорта, которыми они занимаются и о необходимых для этого качествах характера.
Итоги урока: древнегреческие Олимпийские игры отличались от современных спортивных соревнований, но во все времена они играли важную роль во всестороннем развитии человека.
Домашнее задание: § 31 (рассказ об Олимпийских играх).
Метапредметные результаты: на уроке формируются ууд:
познавательные (сравнение, анализ информации),
коммуникативные (умение строить монологическое высказывание)
Критерии оценки метапредметных результатов.
Виды УУД |
Содержание УУД |
Критерии |
Показатели |
Познавательные |
Сравнение |
Сравнение информации |
Умеет сравнивать информацию — 2 Есть ошибки в линиях сравнения — 1 Не умеет сравнивать информацию — 0 |
|
Анализ |
Умение анализировать информацию |
Делает правильные выводы — 2 Допускает ошибки в выводах — 1 Не умеет делать выводы — 0 |
Коммуникативные |
Монологическое высказывание |
Умение строить полное и обоснованное монологическое высказывание |
Умеет строить монологическое высказывание — 2 Монологическое высказывание не полное или недостаточно обоснованное — 1 Не умеет строить высказывание — 0 |
Предметные результаты (при опросе домашнего задания на следующем уроке) |
Знание предмета |
Продемонстрировано владение предметом. |
Ошибки отсутствуют — 2 Есть отдельные ошибки — 1 Не владеет предметом — 0 |
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014