Калейдоскоп педагогических идей
2014:
уроки
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Дикие животные России
Авторы: Исаргакова Алла Алексеевна, Григорьева О.Г., Толстых Нурия Халиловна, Чебатарева Анна Владимировна
Тема урока: Дикие животные России
Учебные предметы - «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «Информатика и ИКТ».
Категория обучаемых: 1 класс
Тип урока - Интегрированное занятие
Педагогические технологии: проектная деятельность, веб-квест, ИКТ
Формы и приемы учебной деятельности:
• форма - урок с элементами практического занятия;
• методы - метод создания ситуации творческого поиска, деловая игра;
• приемы обучения - поиск информации, обработка информации, подготовка устных сообщений, выступления учащихся по результатам работы;
• система оценки - многокритериальная (работа на трех уровнях: алгоритмическом, преобразующем и эвристическом).
Цель урока: Использование возможностей квест-технологии на примере интеграции
знаний из учебных предметов «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ» для формирования информационной культуры и целостной картины мира у учащихся начальной школы.
Задачи:
• образовательные:
• обобщение и представление знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в процессе работы над проектами с использованием информационно-коммуникационных технологий;
• развивающие
воспитательные:
родного края; экологической культуры.
Планируемые результаты
Учащиеся после проведения занятий должны создать книгу «Дикие животные», а также научиться раскрывать многообразие природы через научные сведения из учебных предметов - «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ», живопись, фотографию и художественное слово; уметь анализировать свою учебную работу в соответствии с заранее заявленными критериями.
У учащихся должен продолжиться процесс формирования информационной культуры, что выразится: в умении ориентироваться в современном информационном пространстве, в том числе работать с поисковыми системами сети Интернет; в умении работать с различными средствами информатизации, в том числе с интерактивным оборудованием; в получении навыков представления учебных проектных работ.
Формы работы: индивидуальная и в малых группах.
Новизна в использование технологии веб-квестов
Квест -уроки представляют собой систему интегрированных занятий по предметам «Окружающий мир», «ИЗО», « Литературное чтение» , «ИКТ», состоящую из комплекса заданий , выстроенных по принципу «от простого к сложному», с повышением доли самостоятельности учащихся при выполнении проектов,
Технология проведения урока
Урок представляет собой презентацию возможностей квест - технологий. Будут представлены фрагменты различных этапов уроков, с помощью групповой формы работы учащихся. Эти этапы будут представлены последовательно, что даст возможность составить целостное представление о данной системе занятий.
• Первая группа. Учащиеся впервые сталкиваются с подобным заданием. Они получают первичную информацию о предстоящем проекте и начинают с ней работать.
Работа на алгоритмическом уровне.
• Вторая группа. Учащиеся находятся в процессе сбора, анализа и интерпретации полученной на прошлом уроке информации и подготовки к презентации.
Работа на преобразующем уровне.
• Третья группа. Учащиеся демонстрируют результаты коллективной работы в форме выступлений и презентации.
Работа на эвристическом уровне. На данном этапе учитель обобщает и совместно с детьми подводит итоги работы.
Оборудование урока
• ПК учителя, медиапроектор и интерактивная доска, подключенные к сети Интернет (во время урока демонстрируется презентация, подготовленная учителем информатики и ИКТ);
• 10 ПК учащихся, подключенные к сети Интернет.
1 урок
Учащиеся находятся в классе. Они сидят группами (7-8 чел.), на парте у каждой пары 1 ноутбук, в центре класса - интерактивная доска.
Учитель делает вступление: «Сегодня у нас необычный день. Мы отправимся в удивительное путешествие. Мы будем путешествовать по разным станция – страничкам. В ходе сегодняшнего путешествия у нас должна получиться наша классная книга. У каждой книги есть автор и название. Автором нашей книги будем – мы – 1 «А» класс, а о чём она будет, вы узнаете, выполнив 1-ое задание.
Надо разгадать кроссворд – если задание будет выполнено верно, вы узнаете о чём будет наша книга, прочитав полученные в центре слова. Задание дано каждому члену группы, в команде должен каждый справится с заданием – можно помогать друг другу. Посмотрим, кто быстрее справится с эти заданием».
Дети выполняют задание.
Учитель: «Молодцы! Вы хорошо справились с эти заданием. Итак, наша книга будет о диких животных.
Для проведения сегодняшней работы мы заранее разбились по командам, у каждой команды своя роль: художники, писатели и учёные-исследователи.
Следующая станция нашего путешествия – «Домашнее задание».
У каждой команды было домашнее задание, согласно своей роли найти информацию и подготовить рассказ. Слушайте внимательно, запоминайте, в конце будет задание, связанное с прослушанной информацией.
Первая выступает команда «Исследователи». Эта команда должна была подготовить рассказ о самых известных учёных – исследователях.
Послушаем выступление ребят.
Выступает группа «Исследователи».
Учитель: Чтобы мы лучше запомнили фамилии известных учёных – исследователей, посмотрим на некоторых из них. В это нам поможет компьютер. Откройте на рабочем столе папку «День науки», найдите презентацию «Исследователи». Чьи портреты вы увидели?
(Аристотель, Павлов, Пржевальский)
Учитель: Теперь послушаем выступление группы «Художники».
Выступает группа «Художники».
Учитель: Найдём в этой же папке презентацию «Художники» и посмотрим на некоторые картины. Обратите внимание на автора и название картины.
Какие картины вы увидели?
Учитель: Теперь послушаем выступление группы «Писатели». На компьютере в этой же папке найдём презентацию «Писатели» и посмотрим на портреты писателей, о которых нам будут рассказывать ребята.
Выступает группа «Писатели».
Собранный вами материал будет частью нашей книги.
Учитель: А, сейчас вам предлагается выполнить задание, в котором мы проверим, как вы слушали выступление ребят.
Детям раздаются карточки с заданием, в котором надо определить и соединить стрелками : фамилии писателей, художников, исследователей.
2 урок
Учитель: Мы продолжаем работать над созданием нашей книги.
Какая же книга без интересного познавательного материала?
Для выполнения следующего задания, вам нужно будет поработать с компьютером. Найдите папку «Рассказы о животных», откройте её.
Откройте текстовый документ «Рассказы о животных».
Что вы видите? (тексты)
Прочитайте тексты.
Подумайте, о каком животном в нём говорится?
Сверните этот документ.
Откройте текстовый документ «Картинки».
Учитель: Следующая станция «Познавательная».
Некоторые люди, наблюдая за животными, создают книги, а некоторые документальные фильмы.
Мы посмотрим очень интересный документальный фильм «13 минут соболиной жизни»
3 урок
Учитель: Следующая страничка «Загадки». Каждая команда заранее потрудилась и придумала свои загадки и сейчас мы их послушаем и попробуем отгадать.
( Выступление групп, с придуманными загадками).
Учитель: Следующая страничка «Найди 10 животных».
Теперь каждой команде предлагается проверить свою внимательность. Сейчас мы посмотрим, кто быстрее найдёт и вычеркнет в предложенном филворде названия 10 животных. (Надо среди букв найти, прочитать и вычеркнуть названия 10 животных).
Учитель: Команда, которая быстрее всех справилась с заданием, называет, какие животные спрятались в филворде?
Учитель: Ну и какая же книга без иллюстраций – картинок.
Страничка «Наше творчество». Сейчас у нас «Лотерея» - все члены команд вытянут карточку с название животного и нарисуют его. Эти рисунки – будут частью нашей книги.
Дети рисуют рисунки.
Учитель: Итак, мы прошли все этапы нашей творческой работы. Давайте вспомним, по каким страничкам нам пришлось путешествовать, и с какие задания выполнять? Работа, над какими страничками понравилась больше всего? Когда было трудно? Что интересного узнали о животных?
А, теперь давайте соберём нашу книгу.
Учитель: Кому сегодня понравилось, по желанию, предлагается сочинить сказку или рассказ о любом животном, и он будет вложен в классную книгу.
Загадки о животных. (группа «Художники»).
А в дупле – детки. (Белочка)
Хитрые глазки,
Курочек хватает,
Хвостом след заметает. (Лиса).
Бегает в лесу,
И однажды у ёлочки
Встретил он лису. (Ёжик).
Спит в конуре,
На свист отзывается,
Иногда кусается. (Собака).
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос! (Медведь)
Художники, на картинах которых можно увидеть животных.
1. Никифор Крылов «Зимний пейзаж».
2. Виктор Васнецов: «Иван Царевич на Сером Волке», «Богатыри».
3. Рудольф Френц «Егерь с тремя борзыми».
4. Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу».
5. Николай Сверчков «Волки».
6. Алексей Степанов «Лоси в лесу».
Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу».
Виктор Васнецов
«Иван Царевич на Сером Волке» «Богатыри»
Н. Сверчков «Волки».
А.Степанов «Лоси» 1889
План уроков
1 урок
Выступления групп по подготовленным домашним заданиям.
· «Художники» - «Какие художники изображали на своих картинах животных (название картин). Рассказ об одном и них».
· «Исследователи» - «Самые известные учёные, которые занимались изучением животных. Рассказ об одном из них».
· «Писатели» - Какие писатели писали о животных, название произведений. Пересказ одного из них.
2 урок
Работа по группам (на компьютере)
· «Художники» - выбирают название книги, картинки – создают обложку книги;
· «Писатели» - выбирают из предложенного материала текст-описание определенного животного и дописывают несколько своих предложений;
· «Учёные - исследователи» - изучают предложенное описание животного и разбивают животных на группы;
3 урок
При подготовке и выполнении работы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
1. Личностные действия: смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и мотивом; нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
2. Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
3. Познавательные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование знаний: анализ, сравнение, классификация.
4. Коммуникативные действия: умение слушать, вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками своей группе, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Оцени свои достижения
Что у тебя сегодня получалось хорошо? Выбери правильный ответ:
Искать нужную для выступления информацию;
Оформить своё выступление;
Не ссориться с одноклассниками в своей группе при выполнении заданий;
Высказывать своё мнение при обсуждении вопросов;
Внимательно слушать выступления одноклассников;
Использовать знания, полученные на других уроках.
Что у тебя сегодня получалось хорошо? Выбери правильный ответ:
Искать нужную для выступления информацию;
Оформить своё выступление;
Не ссориться с одноклассниками в своей группе при выполнении заданий;
Высказывать своё мнение при обсуждении вопросов;
Внимательно слушать выступления одноклассников;
Использовать знания, полученные на других уроках.
Раскрась тот смайлик, который оценивает твою работу:
Всё получилось: Не всё получалось,
были трудности:
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014