Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

            

Дикие животные России

 

Авторы: Исаргакова Алла Алексеевна, Григорьева О.Г., Толстых Нурия Халиловна, Чебатарева Анна Владимировна

Тема урока: Дикие животные России

Учебные предметы - «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «Информатика и ИКТ».

Категория обучаемых: 1 класс

Тип урока - Интегрированное занятие

Педагогические технологии: проектная деятельность, веб-квест, ИКТ

Формы и приемы учебной деятельности:

• форма - урок с элементами практического занятия;

• методы - метод создания ситуации творческого поиска, деловая игра;

• приемы обучения - поиск информации, обработка информации, подготовка устных сообщений,  выступления учащихся по результатам работы;

• система оценки - многокритериальная (работа на трех уровнях: алгоритмическом, преобразующем и эвристическом).

Цель урока:  Использование возможностей квест-технологии на примере интеграции

знаний из учебных предметов «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ» для формирования информационной культуры и целостной картины мира у учащихся начальной школы.

Задачи:

•    образовательные:

     • обобщение и представление знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в процессе работы над проектами с использованием информационно-коммуникационных технологий;

•    развивающие

воспитательные:

родного края; экологической культуры.  

 

Планируемые результаты

Учащиеся после проведения занятий должны  создать книгу «Дикие животные», а также научиться раскрывать многообразие  природы через научные сведения   из   учебных   предметов   -   «Окружающий   мир»,      «Изобразительное искусство»,    «Литературное    чтение»    и    «ИКТ»,    живопись,    фотографию    и художественное слово;                           уметь анализировать свою учебную работу в соответствии с заранее заявленными критериями.

У учащихся должен продолжиться процесс формирования информационной  культуры, что выразится:   в умении ориентироваться в современном информационном пространстве, в том числе  работать с поисковыми системами сети Интернет;   в умении работать с различными средствами информатизации, в том числе с интерактивным оборудованием;      в получении навыков представления учебных проектных работ.

Формы работы: индивидуальная и в малых группах.

Новизна в использование технологии веб-квестов

Квест -уроки представляют собой систему интегрированных занятий по предметам «Окружающий мир», «ИЗО», « Литературное чтение» , «ИКТ», состоящую из комплекса заданий , выстроенных по принципу «от простого к сложному», с повышением доли самостоятельности учащихся при выполнении проектов,

Технология проведения урока

Урок представляет собой презентацию возможностей квест - технологий. Будут представлены фрагменты различных этапов уроков, с помощью групповой формы работы учащихся. Эти этапы будут представлены последовательно, что даст возможность составить целостное представление о данной системе занятий.

•    Первая группа. Учащиеся впервые сталкиваются с подобным заданием. Они получают первичную информацию о предстоящем проекте и начинают с ней работать.

Работа на алгоритмическом уровне.

•    Вторая группа. Учащиеся находятся в процессе сбора, анализа и интерпретации полученной на прошлом уроке информации и подготовки к презентации.

Работа на преобразующем уровне.

•    Третья группа. Учащиеся демонстрируют результаты коллективной работы в форме выступлений и презентации.

 Работа на эвристическом уровне. На данном этапе учитель обобщает и совместно с детьми подводит итоги работы.

Оборудование урока

•  ПК учителя, медиапроектор и интерактивная доска, подключенные к сети Интернет (во время урока демонстрируется презентация, подготовленная учителем информатики и ИКТ);

•    10  ПК учащихся, подключенные к сети Интернет.

 

                                                                   1 урок

Учащиеся находятся в классе. Они сидят группами (7-8 чел.), на парте у каждой пары 1 ноутбук,  в центре класса  - интерактивная доска.

Учитель делает вступление: «Сегодня у нас необычный день. Мы отправимся в удивительное путешествие. Мы будем путешествовать по разным станция – страничкам. В ходе сегодняшнего путешествия у нас должна получиться наша классная книга. У каждой книги есть автор и название. Автором нашей книги будем – мы – 1 «А» класс, а о чём она будет, вы узнаете, выполнив 1-ое задание

Надо разгадать кроссворд – если задание будет выполнено верно, вы узнаете о чём будет наша книга, прочитав полученные в центре слова. Задание дано каждому члену группы, в команде должен каждый справится с заданием – можно помогать друг другу. Посмотрим, кто быстрее  справится с эти заданием».

Дети выполняют задание.

Учитель: «Молодцы! Вы хорошо справились с эти заданием. Итак, наша книга будет о диких животных.

Для проведения сегодняшней работы мы заранее разбились по командам, у каждой команды своя роль: художники, писатели и учёные-исследователи.

Следующая станция нашего путешествия – «Домашнее задание». 

У каждой команды было домашнее задание, согласно своей роли найти информацию и подготовить рассказ. Слушайте внимательно, запоминайте, в конце будет задание, связанное  с прослушанной информацией.

Первая выступает команда «Исследователи». Эта команда должна была подготовить рассказ о самых известных учёных – исследователях.

Послушаем выступление ребят.

Выступает группа «Исследователи».

Учитель: Чтобы мы лучше запомнили фамилии известных учёных – исследователей, посмотрим на некоторых из них. В это нам поможет компьютер. Откройте на рабочем столе папку «День науки», найдите презентацию «Исследователи». Чьи портреты вы увидели?

(Аристотель, Павлов, Пржевальский)

Учитель: Теперь послушаем выступление группы «Художники».

Выступает группа «Художники».

Учитель: Найдём  в этой же папке  презентацию «Художники» и посмотрим на некоторые картины. Обратите внимание на автора и название картины.

Какие картины вы увидели?

Учитель: Теперь послушаем выступление группы «Писатели». На компьютере в этой же папке найдём презентацию «Писатели» и посмотрим на портреты писателей, о которых нам будут рассказывать ребята.

Выступает группа «Писатели».

Собранный вами материал будет частью нашей книги.

Учитель: А, сейчас вам предлагается выполнить задание, в котором мы проверим, как вы слушали выступление ребят.

Детям раздаются карточки с заданием, в котором надо определить и соединить стрелками : фамилии писателей, художников, исследователей.

 

                                                                 2 урок

Учитель: Мы продолжаем работать над созданием нашей книги.

Какая же книга без интересного познавательного материала?

Для выполнения следующего задания, вам нужно будет поработать с компьютером.      Найдите папку «Рассказы о животных», откройте её.

Откройте текстовый документ «Рассказы о животных».

Что вы видите?  (тексты)

Прочитайте  тексты.

Подумайте, о каком животном в нём говорится?

Сверните этот документ.

Откройте текстовый документ «Картинки».

Учитель: Следующая станция «Познавательная».

Некоторые люди, наблюдая за животными, создают книги, а некоторые документальные фильмы.

Мы посмотрим очень интересный документальный фильм «13 минут соболиной жизни»

 

                                                                3 урок

Учитель: Следующая страничка «Загадки». Каждая команда заранее потрудилась и придумала свои загадки  и сейчас мы их послушаем и попробуем отгадать.

                                ( Выступление групп,  с придуманными загадками).

Учитель: Следующая страничка «Найди 10 животных».

Теперь каждой команде предлагается проверить свою внимательность. Сейчас мы посмотрим, кто быстрее найдёт и вычеркнет в предложенном филворде названия 10 животных. (Надо среди букв найти, прочитать и вычеркнуть названия 10 животных).

Учитель: Команда, которая быстрее всех справилась с заданием, называет, какие животные спрятались в филворде?

Учитель: Ну и какая же книга без иллюстраций – картинок.

              Страничка «Наше творчество». Сейчас у нас «Лотерея» - все члены команд вытянут  карточку с название животного  и нарисуют его. Эти рисунки – будут частью нашей книги.

                                  Дети рисуют рисунки.

Учитель: Итак, мы прошли все этапы нашей творческой работы. Давайте вспомним, по каким страничкам нам пришлось путешествовать, и с какие задания выполнять?  Работа, над какими страничками понравилась больше всего? Когда было трудно? Что интересного узнали о животных?

                 А, теперь давайте соберём нашу книгу.

Учитель: Кому сегодня понравилось, по желанию, предлагается сочинить сказку или рассказ о любом животном, и он будет вложен в классную книгу.

 

   Загадки о животных. (группа «Художники»).

  1. Скачет по веткам,                                  

А в дупле – детки.    (Белочка)

  1. Мягкие лапки,

Хитрые глазки,

Курочек хватает,

Хвостом след заметает.   (Лиса).

  1. Маленький с иголками,

Бегает в лесу,

И однажды у ёлочки

Встретил он лису.    (Ёжик).

  1. Живёт во дворе,

Спит в конуре,

На свист отзывается,

Иногда кусается.    (Собака).

  1. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос!     (Медведь)

 

Художники, на картинах которых можно увидеть животных.

1.      Никифор Крылов   «Зимний пейзаж».

2.      Виктор Васнецов: «Иван Царевич на  Сером  Волке», «Богатыри».

3.      Рудольф Френц  «Егерь с тремя борзыми».

4.      Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу».

5.      Николай Сверчков «Волки».

6.      Алексей Степанов «Лоси в лесу».

 

                        Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

                                           

                                                  Виктор Васнецов

 

«Иван Царевич на  Сером  Волке»                         «Богатыри»          

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Н. Сверчков «Волки».

 

 

                                   А.Степанов  «Лоси» 1889

 

                                               План уроков

 

1        урок

  1. Тема.  (В ходе сегодняшнего путешествия мы составим нашу классную книгу, о чём она будет, вы узнаете,  решив примеры и вписав буквы)
  2. Страничка «Домашнее задание».

              Выступления групп по подготовленным домашним заданиям.

·         «Художники»  -  «Какие художники изображали на своих картинах животных (название картин). Рассказ об одном и них».

·         «Исследователи»  - «Самые известные учёные, которые занимались изучением животных. Рассказ об одном из них».

·         «Писатели» - Какие писатели писали о животных, название произведений.  Пересказ одного из них.

  1. Просмотр д/ф «13 минут соболиной  жизни»

 

                                2  урок

  1. «Создаём нашу книгу».

    Работа по группам (на компьютере)

·         «Художники» - выбирают название книги, картинки – создают обложку книги;

·         «Писатели» -  выбирают из предложенного материала текст-описание определенного животного и дописывают несколько своих предложений;

·         «Учёные - исследователи» - изучают предложенное описание животного и  разбивают животных на группы;

  1. Выступление групп с выполненным заданием и демонстрацией слайдов.

 

                              3  урок

  1. Страничка «Кроссворд».
  2. Страничка «Загадки». ( Выступление групп,  с придуманными загадками)
  3. Страничка «Найди 10 животных»
  4. Страничка «Наше творчество». («Лотерея» - члены команд вытягивают карточку с название животных и рисуют их)
  5. Задание. (По желанию, детям предлагается сочинить сказку или рассказ о животном, и он будет вложен в классную книгу)

 

При подготовке и выполнении работы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

 

1. Личностные действия: смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и мотивом; нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

2. Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

 

3. Познавательные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование знаний: анализ, сравнение, классификация.

 

4. Коммуникативные действия: умение слушать, вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками  своей группе, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

Оцени свои достижения

Что у тебя сегодня получалось хорошо? Выбери правильный ответ:

Искать нужную для выступления информацию;

Оформить своё выступление;

Не ссориться с одноклассниками в своей группе при выполнении заданий;

Высказывать своё мнение при обсуждении вопросов;

Внимательно слушать выступления одноклассников;

Использовать знания, полученные на других уроках.

 

Что у тебя сегодня получалось хорошо? Выбери правильный ответ:

Искать нужную для выступления информацию;

Оформить своё выступление;

Не ссориться с одноклассниками в своей группе при выполнении заданий;

Высказывать своё мнение при обсуждении вопросов;

Внимательно слушать выступления одноклассников;

Использовать знания, полученные на других уроках.

 

Раскрась тот смайлик, который оценивает твою работу:

Всё получилось:                       Не всё получалось,

                                                      были трудности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014