Калейдоскоп педагогических идей
2014:
уроки
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Права человека и гражданина
Автор: Ворохобова Наталья Евгеньевна
Тема урока: Права человека и гражданина
Учебный предмет: обществознание
Категория обучаемых: учащиеся 11 классов
Педагогические технологии: группового взаимодействия и ИКТ
Литература: Обществознание «Человек и общество» под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, 2012
Интернет-ресурс:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Протестантская_трудовая_этика
http://www.philosophy.ru/iphras/library/gurevich.html
http://ru.wikipedia.org›wiki/Билль_о_правах
www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Цель урока
Развить знания учащихся о правовом государстве, о взаимоотношениях общества и государства.
Задачи
Сформировать представление учащихся о международных документах о правах человека.
Развиваемые в ходе урока универсальные учебные действия:
1. Познавательные:
- осуществлять расширенный поиск информации
2. Коммуникативные:
- учитывать разные мнения
- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию
- работать в группе
3. Регулятивные:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели и контролировать время выполнения работы
Ход урока
1. Изучение нового материала. Для этого учащимся предлагается разбиться на 4 группы и выполнить соответствующие задания.
ЗАДАНИЕ:
1. Каковы исторические предпосылки и причины появления документов, регулирующих права человека и гражданина?
2. Каковы особенности документов по правам человека в разных странах и эпохах?
Для выполнения задания вам необходимо будет рассмотреть данную проблему с позиции следующих героев:
1. американца
2. француза
3. европейца
4. международника
ОПИСАНИЕ РОЛЕЙ:
Американец
– ваша задача состоит в поиске информации и знакомстве с документами, закрепляющими основные нормы человека и гражданина в США.
Европеец
– ваша задача состоит в исследовании влияния ценностей эпохи Возрождения на формирование представлений о правах человека в Европе.
Француз
– ваша задача состоит в подборе информации о правах человека, принадлежащих ему от рождения.
Международник
- ваша задача состоит в поиске информации о причинах появления Всеобщая декларация прав человека и ее основных положениях
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Работа по выполнению задания производится самостоятельно в микрогруппе.
Каждый участник проекта должен действовать по совместно созданному микрогруппой плану достижения общей цели:
- исследование существующей проблемы с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов.
- подготовка общей презентации от микрогруппы на основе индивидуальных работ.
После завершения работы над веб-квестом представитель микрогруппы должен представить выполненное задание, при этом каждый из участников совместного проекта высказывается по существующей проблеме в соответствии со своей позицией.
Представление выполненной работы может быть произведено в виде презентации Power Point, мультимедийной презентации (слайд-шоу, сопровождающегося лекцией), веб - страницы, а также устной презентации.
Права человека и гражданина
Роль: Француз
Декларация прав человека и гражданина 26 августа1789 г.
Развитие частной собственности создало экономическую и правовую базу для утверждения идеала прав человека, принадлежащих им от рождения, а не даруемых по усмотрению или милости государственных властей. Сформулированная французскими просветителями 18 века идея прав человека пересекла океан и нашла свое правовое выражение в конституционных документах независимых штатов Северной Америки. Спустя два десятилетия после публикации Виргинской Декларации прав и Декларации независимости Соединенных Штатов Америки американский факел свободы «осветил» европейский континент: 26 августа1789 г. депутаты Национального Учредительного собрания Франции приняли Декларацию прав человека и гражданина, в 17 статьях которой вдохновенно и сжато были отражены главные принципы Великой Французской революции и всей буржуазной демократии 18 - первой половины19 веков. В 1791 году Декларация стала вводной частью первой французской конституции.
Задания:
1. Заполните таблицу
№ |
Право (свобода) |
Формулировка и статьи Декларации |
1 |
Политические |
|
2 |
Личные |
|
3 |
Социальные |
|
4 |
Экономические |
|
2. В чем разница между правами человека и правами гражданина? В каких статьях Декларации зафиксированы права человека и права гражданина?
3. Сделайте презентацию по выполненным заданиям
Интернет-ресурс:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Протестантская_трудовая_этика
Роль: Европеец
Новые ценности новой цивилизации
Одним из ключевых моментов европейской истории, уникальным периодом ломки существования пространственных и временных границ была эпоха Возрождения. Она совпала с открытием Нового Света и с повторным открытием античного мира.
Порожденные развитием капиталистического уклада хозяйствования исторические сдвиги ослабляли ценности, «приковывавшие» человека Средневековья к определенному сословию и той социальной роли, которая, казалось бы, не могла измениться ни при каких обстоятельствах. Особенно заметные перемены происходили в городах, где стремительно росли крупные состояния, что сразу меняло социальный статус обогатившихся семей, и вместе с тем нередки были случаи полного разорения считавшихся преуспевающими собственников.
Средневековье изживало себя. Все большее значение приобретали города и городские ремесленные связи, которые постепенно преодолевали все феодальные ограничения. В городах формировались новые идеи и представления о достоинствах личности. Носителями этих идей в первую очередь являлись служащие, чиновники, учителя, врачи, художники, скульпторы, поэты и др.
В ту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель всяческих пороков, обязанный посвятить свою жизнь искуплению «первородного греха», а как свободная личность, обладающая естественным правом на счастье. Не аскетический отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовными и плотскими наслаждениями жизнь признавалась единственно достойной человека. Именно благодаря постоянному и органичному взаимодействию новых идеалов и ценностей эпоха Возрождения смогла выдвинуть титанов мысли и создать непреходящие духовные ценности.
Известны имена выдающихся деятелей Возрождения. Однако меньше известна другая сторона, которая являлась неотъемлемой частью жизни и быта общества эпохи – увлечение астрологией и магическими действиями. И это отнюдь не результат невежества, а скорее проявления жажды овладеть таинственными силами природы.
В ту далекую эпоху люди гадали на трупах, вызывали демонов, совершали магические обряды при закладке зданий, зарывали в землю ослов в засуху, надеясь вызвать дождь, верили в приведения, в «дурной» глаз, занимались хиромантией и т.д.
Еще одним проявлением эмоциональной жизни людей был авантюризм – страсть к приключениям. В жизни общества, выходившего из недр Средневековья, гуманизм нередко соседствовал с разгулом страстей, своеволием и жестокостью. Преступления и пороки характерны для всех эпох человеческой истории. Были они и в Средние века, когда люди грешили и каялись в своих грехах, а покаявшись, вновь грешили. В эпоху Возрождения люли, совершая самые дикие преступления, не каялись и поступали так потому, что судью они видели не в Боге, в мнении других людей, тоже грешных. Рождалась иная, вполне светская этика, отвергавшая страх перед Богом.
Нравственные идеалы Возрождения развивались, видоизменялись в «мирской этике» пуритан (в переводе с лат. – чистота), характерными чертами которой были расчетливость, трудолюбие, поклонение богатству, презрение к бедным, скопидомство.
Пуритане отличались бесстрашием, упорством в достижении целей, религиозным фанатизмом, уверенностью в своей непогрешимости и предызбранности среди других людей. Пуританская этика сыграла значительную роль в становлении «духа капитализма», этики будущего общества.
Задания
1. Сформулировать понятия человека и гражданина, привести основные характеристики.
2. Сравните нравственные идеалы человека Эпохи Возрождения и человека-пуританина.
3. Сделайте презентацию по выполненным заданиям
Интернет-ресурс:
http://www.philosophy.ru/iphras/library/gurevich.html ]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Протестантская_трудовая_этика
Роль: Американец
Билль о правах
Билль о правах (англ. Bill of Rights) — неофициальное название первых десяти поправок к Конституции США, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США первого созыва и вступили в силу 15 декабря 1791 года. Впервые на общегосударственном уровне единообразно был определён правовой статус гражданина США, очерчены сферы федерального контроля за соблюдением гражданских прав и свобод, которые также впервые в истории конституционного законодательства были построены как запреты и ограничения, наложенные в первую очередь на сами законодательные органы.
Отсутствие в тексте Конституции США статей, гарантирующих гражданские права, уже в первые годы существования американского государства стало одной из основных тем политических разногласий, ассоциировавшихся со специфическими групповыми и партийными интересами. От президента, правительства и конгресса ожидали обещанного ещё Конституционным конвентом правового документа, который гарантировал бы гражданам страны их права и свободы.
На протяжении четырёх лет после принятия Конституции в конгресс стекались многочисленные предложения штатов. Основные из предложенных поправок нашли отражение в подготовленных Джеймсом Мэдисоном дополнениях, содержавших гарантии прав на свободу вероисповедания, слова и печати, свободу собраний, прав на хранение и ношение оружия, на неприкосновенность личности и жилища, на справедливое отправление правосудия и введение суда присяжных. Эти статьи составили десять первых поправок к Конституции США, утверждённых конгрессом 25 сентября 1791 года. После ратификации этих поправок законодательными собраниями штатов с 15 декабря 1791 года, они стали составной частью Конституции США под общим неофициальным названием Билль о правах. Основным автором проекта был Мэдисон, но в подготовке и принятии документа важную роль сыграл также Томас Джефферсон, в то время посол во Франции. Его переписка с Мэдисоном оказала влияние на текст документа.
Задания
1. Почему появился Билль о правах? Историческая ссылка.
2. Перечислите основные права человека и гражданина, закрепленные в поправках к Конституции США?
3. Сделайте презентацию по выполненным заданиям
Интернет-ресурс:
ru.wikipedia.org›wiki/Билль_о_правах
Роль: Международник
Всеобщая декларация прав человека
Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года в Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека.
Во время Эпохи Просвещения стали появляться идеи о Естественном праве. На основе этих идей были созданы и приняты Билль о правах в Великобритании, Билль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции.
Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.
Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, был необходим.
Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные положения декларации, такие как запрет пыток и рабства, являются обязательными как императивная норма; в отдельных странах Декларация признается частично.
Этот документ был переведен на множество языков мира (более 350 в 2009 году) и является самым переводимым документом в мире.
Элеонора Рузвельт назвала Декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества (поэтому Декларацию иногда называют Хартией прав человека).
В 1950 году в честь Декларации, ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый 10 декабря. В праздновании принимают участия люди, различные сообщества и религиозные группы, парламенты, правительства и, разумеется, сама Организация Объединенных Наций. Каждые десять лет предпринимаются кампании по продвижению Декларации и непосредственно прав человека. 10 декабря 2007 года стартовала кампания под названием «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», в которой приняли активное участие все страны-члены ООН, которая продлилась ровно год, до 60-ой годовщины.
Задания
1. Почему появилась Всеобщая декларация прав человека? Историческая ссылка.
2. Перечислите основные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека.
3. Сделайте презентацию по выполненным заданиям
Интернет-ресурс:
www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Критерии оценивания
Степень исследования (содержательность) - глубина исследования проблемы, использование многочисленных источников информации по существующей проблеме.
Актуальность выбранной темы – востребованность (значимость) информации по существующей проблеме, необходимой для выработки методов и путей ее решения.
Творческий подход (креативность) - рассмотрение проблемы с различных позиций, дизайнерские способности учащихся по оформлению презентаций.
Профессионализм - использование профессиональных (специальных) навыков общения с информационными технологиями.
Оценивание:
ОТЛИЧНО
- использование не менее 5 интернет-источников, достоверность информации, объективность исследования проблемы, выражение собственного отношения к данной проблеме.
- выбор тематики отвечающей потребностям общества, попытка самостоятельного поиска решения существующей проблемы посредством применения конкретных способов (приемов).
- представлены различные подходы к решению проблемы, отражена уникальность каждой позиции. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения создателей проекта (микрогруппы).
- выдержан единый стиль всех страниц проекта. Сложный оригинальный дизайн. Удобная, логически выстроенная навигация. Для оформления проекта использовались иллюстративные материалы различных форматов. Работа включает видеофрагменты, скрипты или апплеты.
ХОРОШО
- точность и структурированность информации. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации.
- выбранная тематика не достаточно востребованная, либо возможно, актуальна для определенного круга лиц (узкая специализация).
- демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводы.
- задан стиль оформления страниц проекта, правильная навигация, использование для оформления материалов проекта статических изображений различных форматов.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
- используются ссылки на неавторитетные источники (рефераты, курсовые работы и т.п.), не четко выраженная позиция автора в отношении существующей проблемы.
- тематика не отвечает актуальности и запросам в получении информации по существующей проблеме.
- копирование информации из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; есть отступления от тематики.
- работа включает разделы, имеющие различное стилевое оформление, отсутствует анимация, выявлены ошибки навигации
Бланк оценивания результатов работы
Самооценка работы микрогруппы
( от 0 до 5 баллов )
№ |
Ф.И.О. |
Содержа тельность |
Актуаль ность
|
Креативность
|
Профессионализм
|
Общий балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки
№ |
Утверждения |
Да |
Частично |
Нет |
1 |
Познавательные УУД |
|
|
|
|
1. Мне удалось найти информацию |
|
|
|
2 |
Коммуникативные УУД |
|
|
|
|
1. Я сумел учесть разные мнения |
|
|
|
|
2. Я сформулировал собственное мнение и сумел аргументировать свою позицию |
|
|
|
|
3. Я установил рабочие отношения с одноклассниками в группе |
|
|
|
3 |
Регулятивные УУД |
|
|
|
|
1. Я самостоятельно спланировал и организовал свою работу |
|
|
|
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014