Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

        Носкова Татьяна Анатольевна, методист по ОЭР,                       учитель русского языка

                           ГБОУ школа №612

 

В целях реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка широко используются методы и приемы, направленные на формирование и совершенствование метапредметных умений учащихся. Оценивание этих умений осуществляется по критериям, разработанным совместно учителем и учащимися.

В данной статье рассматривается система оценивания регулятивных умений, над развитием которых проводится работа на уроках комбинированного типа. К ним относятся:

1.     Оценивание учебного высказывания учащегося.

2.     Составление алгоритма работы с орфограммой.

Также представлена критериальная основа для оценивания мини-проектов учащихся – составление учебной задачи для партнера (теста по типу задания А в формате ЕГЭ).

           РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

      I.            Оценивание учебного высказывания (ответа на вопрос).

Критерии:

1.     Умеет внимательно слушать ответ и соотносить с заданными критериями.

2.     Умеет обнаружить ошибки, недочеты и правильно определить критерий, по которому будет снижена оценка.

3.     Умеет в целом давать оценку учебного высказывания (результатов).

Оценка 2 балла по каждому критерию ставится, если оценивание выполнено правильно.

Оценка 1 балл ставится, если:

1.     Недостаточно внимательно слушал ответ.

2.     Не заметил некоторые ошибки, недочеты.

3.     По отдельным критериям оценка снижена или завышена.

Оценка 0 баллов ставится, если:

1.     Невнимательно слушал ответ учащегося.

2.     Не заметил ошибки, недочеты или отметил ошибки там, где их не было.

3.     В целом оценивание выполнено неправильно.

Максимальное количество баллов за выполнение задачи – 6.

   II.             Составление  алгоритма работы с орфограммой.

Критерии:

1.     Правильно определяет, какие действия необходимо выполнить для решения задачи.

2.     Правильно формулирует выполняемые действия.

3.     Логично выстраивает последовательность действий.

                       Оценка 2 балла по каждому критерию ставится, если оценивание выполнено правильно.

 

Оценка 1 балл ставится, если:

1.     В алгоритме присутствуют не все необходимые действия.

2.     Есть нарушения точности формулировок действий.

3.     Есть нарушения в логической последовательности действий.

Оценка 0 баллов ставится, если алгоритм не составлен или в целом составлен неправильно (присутствуют грубые нарушения по каждому критерию).

Максимальное количество баллов за выполнение задачи – 6.

 

III.            Развитие предметных умений, регулятивных, коммуникативных УУД при выполнении мини-проекта. Составление учебной задачи для партнера (теста по типу задания А в формате ЕГЭ).

 

Критерии:

1.     Правильность формулирования задания (Что надо искать?)

2.     Правильный подбор материала для составления задачи.

3.     Корректность в оформлении теста (правильно отмечены пропуски букв, аккуратная запись).

4.     Соответствие количества предлагаемых вариантов заданиям формата ЕГЭ, наличие правильного ответа среди перечисленных.

 

Оценка 2 балла по каждому критерию ставится, если оценивание выполнено правильно.

Оценка 1 балл ставится, если:

1.     Есть недочеты в формулировании задания.

2.     Есть недостатки в подборе материала.

3.     Есть замечания по оформлению теста.

4.     Несоответствие количества предлагаемых вариантов заданиям формата ЕГЭ, наличие правильного ответа среди перечисленных.

Оценка 0 баллов ставится, если:

1.     Задание сформулировано неправильно или отсутствует.

2.     Большая часть материала подобрана неправильно.

3.     Имеются  грубые нарушения в оформлении теста.

4.     Отсутствует правильный вариант ответа.

 

Максимальное количество баллов за выполнение задачи – 8.

 

Список литературы

 1. «Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Разработка и экспертиза рабочей учебной программы». Методические рекомендации/ Под общ.ред. Н.Н. Гудковой, О.Н. Крыловой, Н.А. Туктаревой – СПб: «ЛЕМА», 2012 – 56с.

2. Рабочая тетрадь по образовательной программе «Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования. Составитель – Муштавинская И.В.

3. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 5класс/ О.Н.Зайцева.- М.: Издательство «Экзамен», 2013

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014