Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

Использование методики 

«Портфолио метапредметных умений»

в условиях реализации ФГОС в основной общеобразовательной школе.

ГБОУ 612

  В соответствии с динамикой развития системы образования, отраженной в ФГОС ОО, произошло обновление содержания Основной общеобразовательной Программы, методик и технологий её реализации.

 Одной из важнейших задач, определенных  в новом Стандарте,  является развитие Универсальных Учебных Действий учащихся. В содержательном разделе Образовательной программы школы  Программа  развития УУД должна присутствовать как обязательная составная часть.

  В целях оптимизации процесса формирования УУД разработана методика, позволяющая, с одной стороны, более целенаправленно работать в этой области учителю и, с другой стороны, сделать процесс формирования УУД максимально осознанным для учеников. Основу методики составляет заполнение своеобразного Дневника (портфолио), в котором учащиеся оценивают свои достижения  в области метапредметных умений и составляют индивидуальный перспективный план работы, самостоятельно определяя  наиболее значимые для себя умения.

  В  Дневнике представлены  характеристики  регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных УУД, соответствующие умениям, сформулированным в Примерной образовательной Программе ФГОС  ОО. При этом УУД  трансформированы так,  чтобы быть доступными для понимания учащихся: подобрана соответствующая  лексика, грамматические конструкции. (Соотнести перечисленные в Дневнике характеристики можно по выписке из Примерной образовательной программы, представленной в Приложении 2)

   В процессе работы учащихся с Дневником  некоторые формулировки корректировались, если были ученикам недостаточно понятны, при этом корректировка проводилась совместно учителем и учениками. Оценивание метапредметных умений осуществлялось по двухбалльной шкале с указанием предметов, на которых учащиеся выполняли названные универсальные учебные действия.

  При подведении итогов подсчитывалось общее количество баллов по каждому умению, это количество делилось на количество учащихся, принимавших участие в исследовании,  и составлялись диаграммы, на которых были представлены уровни сформированности тех или иных УУД.

 

 

 

 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

 

ИТОГ

Наименьшее количество баллов:

2.2 – Я умею определить, какие действия надо выполнить, чтобы достичь цели.

2.9 – Я могу представить результат и последствия действий, событий.

Наибольшее количество баллов:

            2.4. – Я умею среди поставленных целей выделять главные.

2.7.- Я умею контролировать выполнение задания в соответствии с критериями его оценки.

  Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей слабо развиты такие регулятивные УУД, как умение самостоятельно анализировать условия достижения цели и прогнозировать результат. К УУД, которые учащиеся наиболее высоко у себя оценили, относятся умение устанавливать целевые приоритеты и умение контролировать свою деятельность.

  При анализе индивидуальной работы учащихся составлены диаграммы с указанием учебных предметов, на которых  выполняются задания, направленные на формирование метапредметных умений.

 

 

 

 

 

                2.1.Я могу поставить цели работы по теме урока, проекта, исследования.

2.5. Я умею правильно распределять время в процессе работы и выполнять задание  в установленных временных границах.

 

  Данные, представленные в диаграммах, важны для диагностики образовательного процесса как показатели соответствия методического содержания уроков требованиям ФГОС, и могут быть использованы учителями для организации и планирования деятельности учащихся на уроках.

  В разделе «Персональный план действий» учащиеся определяли для себя несколько видов умений, которые планировали усовершенствовать в ближайшем будущем. Результаты представлены в диаграмме:

 

 

 

Умения, которые учащиеся планируют совершенствовать в ближайшем будущем

 

 

  Вывод: среди умений, названных учениками, наиболее высокий рейтинг прослеживается у следующих УУД:

         умение находить разумный выход из конфликта;

         активность и старательность в общественно-полезной деятельности;

         умение формулировать собственное мнение;

         умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

         умение понимать метафоры и использовать их в своей речи.

  Также учащиеся в Персональный план действий внесли следующие УУД:

         умение определять действия для достижения цели;

         умение планировать свою деятельность;

         умение понимать товарищей и принимать общее решение;

         умение контролировать выполнение действия в соответствии с критериями его оценки;

         умение эффективно сотрудничать;

         умение определять сильные и слабые стороны в работе коллектива;

         умение использовать различные виды чтения.

  По результатам проведенного исследования сделан вывод, что учителям следует больше внимания уделять развитию коммуникативных умений учащихся,  речевому оформлению учебного высказывания, использовать  технологии, предполагающие коллективные формы работы в образовательном процессе.

  Так, на уроках русского языка расширилась работа, направленная на развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, умения осуществлять лингвистический анализ текстов различных стилей. Важно, что значимость этой работы осознана самими учащимися, и это позволило определить позицию учителя как помощника в овладении необходимыми умениями.

  Следует отметить, что в процессе работы с Портфолио метапредметных умений учащиеся проявили высокий уровень мотивации, и успеваемость по предмету значительно повысилась.

 

 

  Таким образом, важнейшими результатами использования данной методики являются:

·          анализ образовательного процесса в условиях ФГОС;

·          отслеживание динамики формирования УУД у учащихся;

·          развитие рефлексивных умений учащихся (учащиеся дополняют Дневник обновленными листами 2-3 раза в уч.г.);

·          повышение мотивации учащихся в деятельности по развитию метапредметных умений.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Фрагмент Дневника:

Дорогой ученик!

Предлагаем тебе заполнить своеобразный  ДНЕВНИК. В этом дневнике  перечислены умения,  кото­рые важны для успешного обучения. Ты сможешь зафиксировать свои умения. Это покажет тебе и другим, в чем ты силен, а также и те области, в которых ты нуждаешься в приобретении дополнительного опыта.

Сделай следующее:

I) Оцени свои умения по двухбалльной шкале:

«2» - я умею это делать.

«1» - я умею это делать, но иногда затрудняюсь.

«0» - я не умею это делать.

II) Отметь знаком + учебные предметы, на которых ты используешь названное умение.

 

№ в соответствии с  Примерной образовательной программой

 

Универсальное учебное действие

 

 

Оценка (0-1-2)

                                                     предметы

Русский язык

литература

математика

история

природоведение

Английский язык

Другие предметы (напиши

какие)

2.1.

Я могу поставить цели работы по теме урока, проекта, исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

Я могу определить, какие действия надо выполнить, чтобы достичь цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3

Я умею  планировать  свою деятельность, чтобы получить желаемый результат

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.

 Я умею среди поставленных  целей выделять главные

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.

Я умею правильно распределять время в процессе работы и выполнять задание  в установленных временных границах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (выписка из Примерной Программы):

Выпускник научится:

• 2.1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

•2.2. самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• 2.3.планировать пути достижения целей;

• 2.4.устанавливать целевые приоритеты;

• 2.5.уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

  

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014