Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

                        Критерии оценки метапредметных результатов

на уроке истории

     Симонов Александр  Николаевич, к.ист.н., учитель истории

     ГБОУ школа №612

 

        Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных  универсальных учебных действий. Для каждого универсального учебного действия должна быть выработана четкая система оценочных критериев. На примере урока истории в 6  классе «Начало раздробленности на Руси» будет предложено несколько критериев оценки метапредметных результатов учебной деятельности.

         Целью урока является рассмотрение проблемы распада Древнерусского государства в XI XII вв. и анализ деятельности  князя Владимира Мономаха по преодолению политической раздробленности. Основной формой урока является решение учащимися ситуационной  и проблемной задач. В процессе урока планируется получить предметные результаты и выяснить уровень сформированности у учащихся УУД.

          На стадии ознакомления с проблемой раздробленности учитель дает характеристику системе управления, существовавшей на Руси при Ярославе Мудром в XI в. Делается акцент на том, что передача великокняжеской власти осуществлялась  по старшинству. Старший в роду Рюриковичей становился великим князем.

         На стадии понимания проблемы ученики выполнят первое задание, в котором должны самостоятельно составить схему передачи власти от Ярослава Мудрого к его потомкам (необходимо правильно расставить стрелки). В качестве критерия сформированности познавательных УУД вводится  умение составлять схему процесса. Кроме того, происходит оценка выполнения задания соседом по парте и самооценка, что позволяет оценить уровень сформированности регулятивных УУД. Ученикам выдаются соответствующие бланки, которые они заполняют в процессе урока.

         На стадии применения знаний ученикам предлагается схема передачи Ярославом Мудрым городов в управление своим сыновьям. Понимание принципа передачи городов в управление позволяет детям самостоятельно составить схему передачи городов в управление при старшем сыне Ярослава Мудрого. Использование в схеме только  первых букв имен князей позволяет сократить время выполнения задания. В данном случае также оценивается умение составлять схемы, оперировать знаками и символами.

         На следующей стадии учитель просит проанализировать первую схему и назвать князя, который должен был княжить в Чернигове в конце XI в. После того как ученики называют князя Олега, учитель поясняет, что в действительности это был Владимир Мономах. Для всех выполняющих данное задание становится очевидным нарушение порядка в наследовании княжеской власти. Этот вывод подкрепляется схемой действительного наследования киевского престола, согласно которой  Владимир Мономах получил великое княжение в обход Олега. Учитель объясняет, что это было решение киевского вече. То, что все правильно выполнившие первое задание невольно допустили ошибку, закрепляет понимание того факта, что порядок наследования киевского престола на Руси нарушался, и это приводило к конфликтам между князьями. Ученики должны самостоятельно письменно сформулировать причины нарушения порядка  престолонаследия на основе уже известного материала. Таким образом формируются познавательные УУД, а критериями оценки служит умение формулировать выводы и  адекватно использовать необходимые понятия.

         На стадии синтеза при решении данной ситуационной задачи ученикам предлагается придумать порядок наследования, который бы мог предотвратить конфликты между князьями. Данное задание способствует формированию познавательных УУД, а критерием оценки служит умение самостоятельно решать поставленную проблему. Оригинальные ответы оцениваются учителем дополнительными баллами.

         На втором этапе урока анализируется деятельность  князя Владимира Мономаха по преодолению политической раздробленности на Руси. Учитель отмечает, что популярность Владимира Мономаха была связана с тем, что

князь еще в конце XI в. был инициатором объединения русских князей для борьбы с половцами. В 1097 г. в Любече Владимир Мономах собрал потомков Ярослава Мудрого с целью прекратить распри и договориться о совместных действиях против половцев.  Ученикам предлагается составить летописный текст,  в котором от имени князей сформулировать решение любечского съезда. Уже приобретенное знание о междоусобных войнах князей как главной проблеме того времени позволяет выполнить это задание. Критериями сформированности познавательных УУД у школьников служит адекватность использования исторических терминов. Кроме того, оценивается владение письменной речью как показателем сформированности коммуникативных учебных действий.

         Ученикам предлагается прочитать отрывок из летописи о любечском съезде (в учебнике) и сравнить его со своим текстом. Осуществляется самооценка и взаимная оценка учащимися друг друга, что является показателем сформированности регулятивных и коммуникативных УУД

         Решение поставленной на уроке ситуационной задачи позволяет ученикам в процессе занятия прийти к выводу о неизбежности наступления периода раздробленности на Руси. Кроме того, помимо предметных результатов, организация урока позволяет достичь метапредметных результатов и оценить уровень сформированности познавательных (умение решать проблему, формулировать выводы, адекватно использовать термины, составлять схему процесса, использовать знаки и символы), регулятивных (умение осуществлять контроль и самоконтроль) и коммуникативных универсальных учебных действий (умение сотрудничать при групповой работе, владение письменной речью).

 

Список литературы

 

1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс. М. - Просвещение, 2010.

2. Крылова О.Н. , Н.А. Туктарева  Н.А. Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Разработка и экспертиза рабочей учебной программы. Методические рекомендации/ Под общ. ред. Н.Н. Гудковой, О.Н. Крыловой, Н.А. Туктаревой – СПб: «ЛЕМА», 2012 – 56

3.Рабочая тетрадь по образовательной программе «Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования. Составитель – Муштавинская И.В. СПб.2012

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014