Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | Контрольно Оценочные Процедуры | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Измайлова Т.В.
ГБОУ школа 612 Центрального района Санкт-Петербурга
ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современные исследования констатируют невысокий уровень знаний по экологии у выпускников основной и средней школы, отсутствие сознательного отношения к проблемам экологии, пренебрежение со стороны школьников экологическими законами и т.д. [1,6 ]
В настоящее время в большинстве школ России экология как самостоятельная дисциплина не преподаётся. По этой причине одним возможным способом организации экологического образования в школе на сегодняшний день является его реализация на межпредметной основе через использование современных проектных технологий. Однако этот процесс в массовой школе осуществляется фрагментарно и несогласованно.
В Стратегии модернизации образования в РФ отмечается, что «…основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах», и далее «…развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». [4]
Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, в том числе экологических, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. [2]
ФГОС нового поколения прямо указывает на необходимость воспитания выпускника школы, который осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. [7]
В связи с вышеизложенным, очень важным компонентом современного образования является разработка и проведение уроков экологической тематики, в том числе и интегрированных уроков, демонстрирующих учащимся тесную взаимосвязь всех наук естественного цикла и неразрывность окружающей их природной среды с использованием проектных технологий.
Проектирование — это способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов. Термины «проект», «проектная деятельность» активно используются в современном лексиконе. Сущность проекта, в отличие от знакомых программ, концепций, доктрин, состоит в информационной подготовке некоторых изменений реальности, в предварительном осмыслении и описании конкретных действий, нацеленных на определенные результаты.
Актуальность проектной деятельности в области экологического образования состоит в том, что она, во-первых, инициирует нестандартные решения; во-вторых, она практико-ориентирована, всегда направлена на конкретные нужды; в-третьих, развивает активность и ответственность.
Методологическое значение педагогического проектирования состоит также в том, что проект обязательно предполагает ценностно-смысловое значение поиска неизвестных условий его осуществления, поиска внешних и внутренних возможностей, изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование.
Одним из таких мероприятий, традиционно реализуемых в ГБОУ школе № 612 Центрального района города Санкт-Петербурга, являются занятия «Вернем природе чистую воду» в сотрудничестве с ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», которые проходят не только в учебной, но и во внешкольной деятельности. [5]
Основными задачами для учащихся является ознакомление с экологической ситуацией на реках СПб, процессами очистки воды и утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО), а так же формирование критериев экологичного поведения человека в современном обществе, развитие навыков анализа и критического мышления и оценки последствий принимаемых решений, что необходимо для развития экологической компетенции. (4) В течение занятия учащиеся работают с документами, ведут обсуждение в малых группах, самостоятельно делают обобщения и выводы. [3]
В ходе ознакомления с системой водозабора воды из Невы для снабжения СПб и его пригородов, учащиеся анализируют все циклы очистки воды. Рассматривая варианты проблем, связанных с каждодневными действиями человека, такими как загрязнение воды тяжёлыми металлами, загрязнение водоёмов, загрязнение Финского залива учащиеся учатся находить оптимальные подходы к их решению. Они понимают, что многие проблемы водной среды зависят от действий каждого, но есть и такие которые можно и нужно решать на более высоком уровне, с привлечением серьёзных финансовых средств. Учащиеся школы включены в программы Детского Экологического Центра - «Веселое путешествие Капельки», «Балтийский круиз», «Лаборатория анализа воды» и «Вселенная воды», поддержанного ГУП «Водоканал Санкт-Петербург». Реализуются также и другие мероприятия естественнонаучной и экологической направленности, использующие возможности Планетария, Ленинградского Зоопарка, интерактивные музеи «ЛабиринтУм» и «Умникум», Информационного центра атомной энергии, которые способствуют формированию экологической компетенции учащихся, учат их бережно относиться к окружающей их природной среде.
Большую роль в установлении экологического мировоззрения учеников играет непосредственное общение с природой, организация выездов туристической, естественнонаучной и краеведческой направленности. Целесообразно предварять данные выезды беседами о вреде, причиняемом природе бытовым мусором, а в ходе самого мероприятия организовывать уборку отдельных участков зеленых насаждений.
В заключении хочется подчеркнуть, что в настоящий момент времени без формирования экологической компетенции невозможно воспитание образованного, ответственного, нравственного и конкурентоспособного гражданина страны.
Список литературы
1. Бородько М.В. Каким быть экологическому образованию в 12-летней средней школе? / М.В. Бородько // Педагогика. - 2000. — №6. — С 40-56 – ISSN 0131-6826.
2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых//Развитие личности.-2000.-№1
3. Измайлова Т.В., Кочерова Е.А., Тихонова С.П. Калейдоскоп педагогических идей: уроки и компетенции. СПб, 2010. http://www.shkola612.ucoz.ru.
4. Концепция модернизации российского образования до 2010 г.
5. Корякина Н.И. Вода в Санкт-Петербурге: сегодня и завтра. Методическое пособие. ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», 2008.
6. Майоров Д. С. Структурно-функциональная модель построения экологического образования в школе на межпредметной основе. http://www.emissia.org/offline/2011/1598.htm.
7. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М. 2010.
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014