Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

Ворохобова Наталья Евгеньевна, аспирант кафедры педагогики и андрогогики Академии постдипломного образования Санкт-Петербург

МБОУ школа №612 Санкт-Петербург

 

ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 

Стратегия развития российского образования определяет потребность в разработке современных технологий диагностирования достижения планируемых результатов. На пороге введения ФГОС не в достаточной степени разработаны оценочные процедуры  и образцы контрольно-измерительных материалов, с помощью которых будет производиться внешняя и внутренняя оценка образовательных результатов и самого качества образования.

Анализ научной литературы показывает, что пока еще немногочисленны технологии оценивания уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС, отсутствуют технологии конструирования средств оценки достижений учащихся. [1] В существующих методиках проверки качества целостного образовательного процесса не представлены четкие критерии его оценивания, не определены возможности объективного анализа его результатов.[2,3]

Современную ситуацию в теории и практике диагностирования достижения метапредметных и личностных результатов можно охарактеризовать сложившимися противоречиями между:

-  потребностью в оценке достижений учащихся и недостаточной разработанностью технологии их диагностики в педагогической практике;

-   необходимостью в объективной и качественной диагностике уровня достижения результатов и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для ее оценивания.

В ходе изучения формирования информационно-коммуникативных, личностных и социальных компетенций  учащихся в основной  и  старшей школе в ГОУ №612 Центрального района Санкт-Петербурга, проведенного в 2008-2011 гг., исследовался процесс преемственности развития ключевых компетенций путем самооценки учащихся и оценки экспертов.

Информационно-коммуникативные компетенции

В основной школе наиболее высоко учащиеся оценивают сформированность таких качеств, как «готовность к работе с информацией и готовность общаться  с другими людьми на ее основе». Старшая школа – «готовность к работе с информацией и готовность общаться  с другими людьми на ее основе»  - значительно выше среднего, а также «готовность реагировать на сообщения, «готовность консультироваться у экспертов».

У старшеклассников по сравнению с учащимися 8-х классов выше все показатели. При этом значительный рост наблюдается по таким качествам, как «готовность консультироваться у экспертов» и «способность работать с документами.

Особенно заметен рост сформированности таких компетенций, как «готовность реагировать на сообщения», «готовность к работе с информацией и «готовность консультироваться у экспертов» и «способность работать с документами», а также «готовность сообщать идеи равным по статусу».

 

Социальные компетенции

В основной школе наиболее высоко учащиеся оценивают «умение договариваться», «умение сотрудничать и работать в группе» и способность осуществлять задания под непосредственным контролем».

Старшая школа – «умение договариваться», «способность управлять собственной учебной деятельностью», «умение занимать позицию».

Наиболее заметный рост наблюдается по качествам «умение занимать позицию», «умение принимать решения», «способность управлять собственной учебной деятельностью», а также «готовность брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать самостоятельность в учебной деятельности».

 

Личностные компетенции

В основной школе выше всего учащиеся оценивают сформированность таких качеств, как «умение извлекать пользу из  опыта», «готовность и умение решать проблемы», «умение войти в группу и внести свой вклад».

Старшая школа – «готовность принимать внешнее руководство при обучении», «умение извлекать пользу из опыта», «умение войти в группу и внести свой вклад. Учащиеся старшей школы показывают результаты самооценки выше практически по всем компонентам. Наиболее заметен рост по параметрам «способность организовывать взаимосвязь знаний, упорядочивать их», а также «готовность брать на себя ответственность за собственное обучение.

Эксперты наиболее высоко оценивают сформированность целого ряда качеств, таких как «готовность брать на себя ответственность за собственное обучение, «готовность оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении», «готовность принимать внешнее руководство», «умение войти в группу».

Анализ полученных результатов позволяет  сделать  следующие выводы:

·                       Для старшей школы  важны умения более высокого порядка.

·                       Наблюдается тенденция  постепенного усложнения  компетенций по ступеням.

 На ступени старшей школы эксперты дают более высокую оценку сформированности умений учащихся – десятиклассников, а на ступени основной школы восьмиклассники имеют более высокую самооценку сформированности умений по сравнению с оценками экспертов. Это свидетельствует о незавершенности формирования ключевых компетенций на данном возрастном этапе. В юношеском возрасте постепенно (растянуто во времени) формируется чувство ответственности за  свои действия, и в 10-м классе данный процесс еще не завершился.

Результаты по оценке компонентов личностной компетенции показывают, что учащиеся отмечают свою неготовность нести ответственность за свое обучение и объективно его оценивать. Данные умения занимают самые низкие рейтинговые позиции, что следует учитывать при предложении курсов по выбору учащимся.

Самые значимые рейтинговые позиции учащиеся старшей школы отнесли к «готовности принимать внешнее руководство при обучении».

Постепенно от ступени основной школы к старшей происходит рост сформированности ключевых компетенций.

Соотнесение результатов сформированности ключевых компетенций и количества уроков, в которых развивались те или иные  компоненты ключевых компетенций, показывает, что прослеживается отчетливая связь между данными параметрами, особенно относительно информационно-коммуникативных и социальных компетенций, что говорит о возможности и необходимости целенаправленного развития ключевых компетенций учащихся.

 

Список литературы

 

1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг.  «Петербургская Школа  2020»Санкт-Петербург2010

2.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М. 2007. с.40-48

3.Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист.-2007. - №3.-С.2-5; №4

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014