Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ БЛУМА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

(на примере проектной деятельности)

 

                       Ворохобова Наталья Евгеньевна, учитель обществознания

                            Елькина Надежда Александровна, учитель математики

                            Чебатарева Анна Владимировна, учитель информатики

 

                          ГБОУ школа №612 Центрального района Санкт-Петербурга

 

                                   Мини-проект «Социологический опрос»

 

       В рамках изучения раздела «Экономика» по курсу «Обществознание»      учащимся 8-го класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при  ее разрешении. Решение  данной задачи позволяет установить связь между содержанием образования (обществоведческого, математического) и реальными событиями, происходящими в окружающем мире.

     Информация как продукт мыслительной деятельности – прежде всего  знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т.д. Особенности использования экономических ресурсов связаны с их ограниченностью, при этом любой ресурс выступает уникальным экономическим благом. Проблема ограниченности и уникальности факторов производства побуждает стремиться к максимальной эффективности их использования, в нашем случае – в точности и полноте информации о реальном спросе на товары и услуги. 

Цели мини-проекта:

1) В предметном направлении:

- Расширить представление учащихся  о  мире экономических отношений и роли информации  в предпринимательской деятельности.

 2) В метапредметном направлении:

- Используя приемы проектной технологии, технологии группового взаимодействия  и самостоятельной работы, ИКТ-технологии,  обеспечить высокий интерес к теме, сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности.

 - Научить систематизировать, обрабатывать и графически изображать полученную в ходе выполнения задания информацию.

3) В направлении личностного развития:

- Умение осуществлять самоанализ и самоконтроль

- Развитие навыков делового сотрудничества.

Задачи

1) Обучить выстраиванию алгоритма деятельности в соответствии с поставленной задачей и осуществлению поэтапного выполнения действий в соответствии с поставленными задачами.

2) Научить находить и применять информацию в нестандартных ситуациях.

3) Воспитывать внимание и ответственность за качественное выполнение заданий.

4) Формировать навыки самоанализа и самооценки.

      Для подготовки мини-проекта «Социологический опрос» учащимся необходимо:

-  освоить теоретический материал - понятия социологический опрос, анкета, исследование потенциального рынка;

- руководствуясь Инструкцией и Конструктором для составления анкеты, выполнить собственное социологическое исследование;

- сделать необходимые математические расчеты и, воспользовавшись  шаблоном анализа и графического оформления,  представить собранный материал и сделать вывод о перспективности бизнеса;

- оценить собственную работу (самооценка) и выступить в роли эксперта для другой работы по заданным критериям.

     С этой целью учащиеся выполняют на компьютере  серию заданий, активизируя следующие универсальные учебные действия:

1. Регулятивные - способность выполнять и оценивать правильность выполнения действий на основе предметных знаний из области математики и информатики.

2. Коммуникативные  -  способность формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, владеть устной и письменной речью, организовывать и планировать групповое сотрудничество. 3. Познавательные - способность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, способность к выполнению проектных работ.

                Этапы урока с описанием видов деятельности учителя и учащегося    

                                                                

Уровень

Определение

Действия учителя

Действия учащихся (задания)

1

Ознакомление

Определение и отбор информации

Инструктирует, показывает, направляет

Прочитайте общие сведения о Социологическом опросе

Определите порядок работы над мини-проектом

2

Понимание

Понимание представленной информации, формулирование задачи собственными словами

Сравнивает, демонстрирует, консультирует

Ознакомьтесь с инструкцией по составлению Анкеты

Определите

соответствующую область Конструктора

 

3

Применение

Использование информации в новой ситуации

Наблюдает, помогает

Сформулируйте вопросы  по шаблону Конструктора и/или авторские по аналогии.

Составьте Анкету. Проведите исследование.

4

Анализ

Разбиение информации на связанные части

Направляет, информирует, консультирует

Сделайте  математическую обработку. Проанализируйте полученные результаты

5

Синтез

Компиляция информации

Обобщает, рассуждает, оценивает

Оформите  с использованием графических изображений (диаграммы и т.д.)

6

Оценка

Оценивание на основе критериев

Уточняет, оценивает на основе критериев

Оцените  на основе критериев:

- Анкету

- Анализ результатов

- Качество

графического изображения

- Обоснованность выводов

 

 

  Для оценки проделанной работы по критериям заполняется  оценочный лист.

Критерии оценки                                         

                                                       (заполняется учащимся)

 

Критерии самооценки

Обоснование критериев

Баллы  (10)

1. Понимание задания

(знание и понимание)

 - Включенные материалы  демонстрирует точное понимание задание

 - Включены  как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней

 - Включены материалы, не имеющие непосредственное отношение к теме; собранная информация не проанализирована.

2

 

1

 

 

0

2. Полнота выполнения задания

(применение)

 - Полностью выполнены все задания

 - Задания выполнены частично или есть технические ошибки

 - Большая часть заданий не выполнена или задания выполнены с ошибками (смысловыми и техническими).

2

1

 

0

3.Логика представления

(анализ)

 - Логичное представление информации, обоснованность результатов и выводов

 - Нарушение логики

 - Отсутствие логики, хаотичность изложения

2

 

1

0

4. Авторская оригинальность

(синтез)

 - Работа  в большей части содержит собственные оригинальные идеи, решения,  примеры

 - В работе присутствуют авторские находки

 - Стандартная работа, выполнена по шаблону, без авторской индивидуальности

2

 

1

0

5. Самооценка

 (оценка)

- Бланк самооценки заполнен полностью и объективно

- Самооценка произведена формально

- Бланк не заполнен или заполнен с грубыми ошибками

 

2

 

1

0

 

                                                   Список литературы

 

1. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. Учебно-методическое пособие для педагогов школ / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб.: КАРО, 2008.

2.  Крылова О.Н., Н.А. Туктарева  Н.А. Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Разработка и экспертиза рабочей учебной программы. Методические рекомендации/ Под общ. ред. Н.Н. Гудковой, О.Н. Крыловой, Н.А. Туктаревой – СПб: «ЛЕМА», 2012.

3.Обществознание.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой. М.: Просвещение,  2013

3.Рабочая тетрадь по образовательной программе «Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования. Составитель - Муштавинская И.В. СПб.2012

4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования.- М.:Российское педагогическое агенство, 2000.

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014