Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | Контрольно Оценочные Процедуры | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ БЛУМА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
(на примере проектной деятельности)
Ворохобова Наталья Евгеньевна, учитель обществознания
Елькина Надежда Александровна, учитель математики
Чебатарева Анна Владимировна, учитель информатики
ГБОУ школа №612 Центрального района Санкт-Петербурга
Мини-проект «Социологический опрос»
В рамках изучения раздела «Экономика» по курсу «Обществознание» учащимся 8-го класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при ее разрешении. Решение данной задачи позволяет установить связь между содержанием образования (обществоведческого, математического) и реальными событиями, происходящими в окружающем мире.
Информация как продукт мыслительной деятельности – прежде всего знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т.д. Особенности использования экономических ресурсов связаны с их ограниченностью, при этом любой ресурс выступает уникальным экономическим благом. Проблема ограниченности и уникальности факторов производства побуждает стремиться к максимальной эффективности их использования, в нашем случае – в точности и полноте информации о реальном спросе на товары и услуги.
Цели мини-проекта:
1) В предметном направлении:
- Расширить представление учащихся о мире экономических отношений и роли информации в предпринимательской деятельности.
2) В метапредметном направлении:
- Используя приемы проектной технологии, технологии группового взаимодействия и самостоятельной работы, ИКТ-технологии, обеспечить высокий интерес к теме, сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности.
- Научить систематизировать, обрабатывать и графически изображать полученную в ходе выполнения задания информацию.
3) В направлении личностного развития:
- Умение осуществлять самоанализ и самоконтроль
- Развитие навыков делового сотрудничества.
Задачи
1) Обучить выстраиванию алгоритма деятельности в соответствии с поставленной задачей и осуществлению поэтапного выполнения действий в соответствии с поставленными задачами.
2) Научить находить и применять информацию в нестандартных ситуациях.
3) Воспитывать внимание и ответственность за качественное выполнение заданий.
4) Формировать навыки самоанализа и самооценки.
Для подготовки мини-проекта «Социологический опрос» учащимся необходимо:
- освоить теоретический материал - понятия социологический опрос, анкета, исследование потенциального рынка;
- руководствуясь Инструкцией и Конструктором для составления анкеты, выполнить собственное социологическое исследование;
- сделать необходимые математические расчеты и, воспользовавшись шаблоном анализа и графического оформления, представить собранный материал и сделать вывод о перспективности бизнеса;
- оценить собственную работу (самооценка) и выступить в роли эксперта для другой работы по заданным критериям.
С этой целью учащиеся выполняют на компьютере серию заданий, активизируя следующие универсальные учебные действия:
1. Регулятивные - способность выполнять и оценивать правильность выполнения действий на основе предметных знаний из области математики и информатики.
2. Коммуникативные - способность формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, владеть устной и письменной речью, организовывать и планировать групповое сотрудничество. 3. Познавательные - способность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, способность к выполнению проектных работ.
Этапы урока с описанием видов деятельности учителя и учащегося
№ |
Уровень |
Определение |
Действия учителя |
Действия учащихся (задания) |
1 |
Ознакомление |
Определение и отбор информации |
Инструктирует, показывает, направляет |
Прочитайте общие сведения о Социологическом опросе Определите порядок работы над мини-проектом |
2 |
Понимание |
Понимание представленной информации, формулирование задачи собственными словами |
Сравнивает, демонстрирует, консультирует |
Ознакомьтесь с инструкцией по составлению Анкеты Определите соответствующую область Конструктора
|
3 |
Применение |
Использование информации в новой ситуации |
Наблюдает, помогает |
Сформулируйте вопросы по шаблону Конструктора и/или авторские по аналогии. Составьте Анкету. Проведите исследование. |
4 |
Анализ |
Разбиение информации на связанные части |
Направляет, информирует, консультирует |
Сделайте математическую обработку. Проанализируйте полученные результаты |
5 |
Синтез |
Компиляция информации |
Обобщает, рассуждает, оценивает |
Оформите с использованием графических изображений (диаграммы и т.д.) |
6 |
Оценка |
Оценивание на основе критериев |
Уточняет, оценивает на основе критериев |
Оцените на основе критериев: - Анкету - Анализ результатов - Качество графического изображения - Обоснованность выводов |
Для оценки проделанной работы по критериям заполняется оценочный лист.
Критерии оценки
(заполняется учащимся)
Критерии самооценки |
Обоснование критериев |
Баллы (10) |
1. Понимание задания (знание и понимание) |
- Включенные материалы демонстрирует точное понимание задание - Включены как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней - Включены материалы, не имеющие непосредственное отношение к теме; собранная информация не проанализирована. |
2
1
0 |
2. Полнота выполнения задания (применение) |
- Полностью выполнены все задания - Задания выполнены частично или есть технические ошибки - Большая часть заданий не выполнена или задания выполнены с ошибками (смысловыми и техническими). |
2 1
0 |
3.Логика представления (анализ) |
- Логичное представление информации, обоснованность результатов и выводов - Нарушение логики - Отсутствие логики, хаотичность изложения |
2
1 0 |
4. Авторская оригинальность (синтез) |
- Работа в большей части содержит собственные оригинальные идеи, решения, примеры - В работе присутствуют авторские находки - Стандартная работа, выполнена по шаблону, без авторской индивидуальности |
2
1 0 |
5. Самооценка (оценка) |
- Бланк самооценки заполнен полностью и объективно - Самооценка произведена формально - Бланк не заполнен или заполнен с грубыми ошибками
|
2
1 0 |
Список литературы
1. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. Учебно-методическое пособие для педагогов школ / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб.: КАРО, 2008.
2. Крылова О.Н., Н.А. Туктарева Н.А. Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Разработка и экспертиза рабочей учебной программы. Методические рекомендации/ Под общ. ред. Н.Н. Гудковой, О.Н. Крыловой, Н.А. Туктаревой – СПб: «ЛЕМА», 2012.
3.Обществознание.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой. М.: Просвещение, 2013
3.Рабочая тетрадь по образовательной программе «Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования. Составитель - Муштавинская И.В. СПб.2012
4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования.- М.:Российское педагогическое агенство, 2000.
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014