Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

 

РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Трошнева Елена Николаевна, к.тех.н.,директор, учитель экономики

                Ворохобова Наталья Евгеньевна, зам. директора по ОЭР, учитель обществознания

                ГБОУ школа №612

         

Стратегия развития российского образования определяет потребность в разработке современных технологий диагностирования достижения планируемых результатов. Анализ научной литературы показывает, что пока не отработаны в полной мере технологии конструирования средств оценки достижений учащихся. [6] В существующих методиках проверки качества целостного образовательного процесса не представлены четкие критерии его оценивания, не достаточно определены возможности объективного анализа его результатов.[7,8]

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. ( 4 )

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные  учебные действия», а также планируемых результатов, представленных во всех разделах мждисциплинарных учебных программ.  ( 4 )

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий.  Метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися предметных задач.  Новая система внутришкольного контроля, отвечающая вызовам современного общества к системе образования,  предполагает систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.(1)

Заявленные в принятом государственном стандарте и представленные принципы и  форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений, которое должно стать ведущим в оценке метапредметных результатов. Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности; помогает  учиться на ошибках, понять что важно, что получается, что  учащиеся  знают и  что они  умеют делать.(2)  

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных  результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

В ходе текущей, тематической и промежуточной  оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно  проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. (5)

1. Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

Разработка задания  для оценки УУД:   (1)

·        Разрабатывается  содержание задания.   Вариант: на основе анализа текста (художественного или научного).

·        Определяется форма задания. Вариант формы: кейс, квест, ситуационная задача, проектная задача, проблемная ситуация и т.п.

·        В задании выделяются проверяемые предметные  результаты и УУД. УУД выбирать из своей программы. Минимально по одному из каждой группы (регулятивных, коммуникативных, познавательных). Какие именно УУД выбрать для стартовой работы в  5 классе, определено результатами  для выпускников начальной школы.

·        Содержательное описание критериев (на примере интегрированного урока по литературе и английскому языку). «Байрон в русской литературе». Сравнительный анализ стихотворений “My soul is dark” («Душа моя мрачна») и “Sun of the sleepless”.                                                     

Этап работы

Вид деятельности

Критерии оценивания

Макс.балл

Кто оценивает

Кол-во баллов

Просмотр видеофильма о Байроне.

Аудирование с целью понимания основного содержания услышанного (listening for the main idea);

Правильные ответы на вопросы

10

Учитель

 

Анализ текста

Чтение с целью понимания основного содержания прочитанного (reading for the main idea);

Правильное понимание темы/главной мысли стихотворения

1

Учитель

 

Анализ текста

Чтение с целью поиска необходимой информации (reading for specific information);

Правильные ответы

6

Учитель

 

Анализ текста

Чтения с целью полного понимания прочитанного (reading for detail) на уровне смысла и критического осмысления содержания.

Правильные ответы

10

Учитель

 

Презентация

Представление: сделать сообщение по результатам выполнения проектной работы;

Кратко высказаться на заданную тему (5 мин), используя (без грубых лексических и грамматических ошибок) изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; научность, оригинальность, за исполнение на английском языке.

6

Самооценка

Взаимоконтроль

 

Оформление

 

Отсутствие технических ошибок: содержание и оформление, дизайн, эффекты, корректность.

5

Самооценка

Взаимоконтроль

 

 

 

 

38

 

 

 

Алгоритм перевода многокритериальной оценки в пятибалльную отметку.

Процент выполнения

Кол-во баллов

Отметка

95-100%

38-36

5

75-94%

37-28

4

50-74%

29-19

3

Менее 50%

18

2

 

2. Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов, а также может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных  результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Одним из разделов междисциплинарного проекта - традиционного для школы «Бизнес - плана»  -  является Социологический опрос. Для его подготовки учащиеся выполняют на компьютере  серию разнообразных заданий, используя такие универсальные учебные действия,  как:

ü Регулятивные – целеполагание, способность анализировать условия достижения и планирование путей достижения целей, оценивать правильность выполнения действий.

ü Коммуникативные – способность формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, владеть устной и письменной речью, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

ü Познавательные – способность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, способность к выполнению научно-исследовательских работ.

ü  

Критерии оценки раздела Социологический опрос

Критерии

Обоснование критериев

Баллы

Содержание (max-8)

 

 

1. Понимание задания

 - Включенные материалы  демонстрируют точное понимание задание

 - Включены  как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней

 - Включены материалы, не имеющие непосредственное отношение к теме; собранная информация не проанализирована.

2

 

1

 

 

0

2. Полнота выполнения задания

 - Полностью выполнены все задания

 - Задания выполнены частично

 - Большая часть заданий не выполнено

2

1

0

3.Логика изложения информации

 - Логичное изложение информации

 - Нарушение логики

 - Отсутствие логики

2

1

0

4. Авторская оригинальность

 - Работа  в большей части содержит собственные оригинальные идеи, решения,  примеры

 - В работе присутствуют авторские находки

 - Стандартная работа, выполнена без авторской индивидуальности

2

 

1

0

Оформление работы

 

 

Грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток

 - Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

 - Негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии,

 - Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

2

 

1

 

0

Всего

 

10

 

 

Список литературы

1. Крылова О.Н.  , Н.А. Туктарева  Н.А. Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Разработка и экспертиза рабочей учебной программы. Методические рекомендации/ Под общ. ред. Н.Н. Гудковой, О.Н. Крыловой, Н.А. Туктаревой – СПб: «ЛЕМА», 2012 – 56

2. Пинская М.А.  Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода)

3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Прак 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Москва Просвещение. 2011, с. 103-107

5. Рабочая тетрадь по образовательной программе «Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования. Составитель – Муштавинская И.В. СПб.2012

6. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг.  «Петербургская Школа  2020»Санкт-Петербург2010

7.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М. 2007. с.40-48

8.Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист.-2007. - №3.-С.2-5

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014