Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

 

ФОРМИРОВАНИЕ

 КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  УЧАЩИХСЯ  В  УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 

ВОРОХОБОВА Н.Е., ТРОШНЕВА Е.Н.

Санкт-Петербург, ГОУ средняя общеобразовательная школа № 612

 

Стратегия развития российского образования определяет потребность в разработке современных технологий диагностирования достижения планируемых результатов. Анализ научной литературы показывает, что пока еще немногочисленны технологии оценивания уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС, отсутствуют технологии конструирования средств оценки достижений учащихся. [1] В существующих методиках проверки качества целостного образовательного процесса не представлены четкие критерии его оценивания, не определены возможности объективного анализа его результатов.[2,3]

В ходе опытно-экспериментальной работы по теме  «Модель преемственности развития ключевых компетенций учащихся в основной  и  старшей школе» в ГОУ №612 Центрального района Санкт-Петербурга в 2008-2011 гг. исследовался процесс формирования информационно-коммуникативных, личностных и социальных компетенций в образовательном пространстве школы социально-экономического профиля посредством его экспертной оценки и самооценки учащимися.

В результате опроса учащихся и учителей - экспертов по поводу сформированности ключевых компетенций получены следующие результаты (2010г.).

 В основной школе  наиболее высоко учащиеся оценивают сформированность таких качеств, как «готовность к работе с информацией», «готовность реагировать на сообщения» и «готовность создавать письменные и устные отчеты».

У старшеклассников по сравнению с учащимися 8-х классов выше все показатели. При этом значительный рост наблюдается по таким качествам, как «готовность консультироваться у экспертов» и «способность работать с документами.

В основной школе  наиболее высоко оцениваются «умение договариваться», «умение сотрудничать и работать в группе» и «способность осуществлять задания под непосредственным контролем». Старшая школа – «умение договариваться», «способность управлять собственной учебной деятельностью», «умение занимать позицию».

Выше всего учащиеся основной школы оценивают сформированность таких качеств, как «умение извлекать пользу из  опыта», «готовность и умение решать проблемы», «умение войти в группу и внести свой вклад». Старшая школа – «готовность принимать внешнее руководство при обучении», «умение извлекать пользу из опыта», «умение войти в группу и внести свой вклад».

 Учащиеся старшей школы показывают результаты самооценки более высокие по всем компонентам. Наиболее заметно по параметрам «способность организовывать взаимосвязь знаний, упорядочивать их» и  «готовность брать на себя ответственность за собственное обучение.

Основная школа – наиболее высоко эксперты оценивают «готовность реагировать на сообщения», «способность запрашивать различные базы данных», «готовность создавать сообщения», «готовность к работе с информацией» и «готовность получать информацию». Старшая школа –  «готовность реагировать на сообщения», «готовность к работе с информацией» и «готовность консультироваться у экспертов».

Особенно заметен рост сформированности таких компетенций, как «готовность реагировать на сообщения», «готовность к работе с информацией и «готовность консультироваться у экспертов».

В основной школе наиболее сформированными, по мнению экспертов, являются «способность осуществлять задание под непосредственным контролем», «умение сотрудничать». Меньше всего сформированы качества «умение занимать позицию в дискуссиях», «умение принимать решения» и «готовность брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать самостоятельность в учебной деятельности».

Старшая школа – качество «способность осуществлять задание под непосредственным контролем» сформировано у 10-классников наивысшим образом, очень высокие показатели  -  «способность управлять собственной учебной деятельностью, контексты которой предсказуемы», «умение сотрудничать и работать в группе».

Наиболее заметный рост наблюдается по качествам «умение занимать позицию», «умение принимать решения», «способность управлять собственной учебной деятельностью», а также «готовность брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать самостоятельность в учебной деятельности»).

Основная школа – больше всего, но при этом чуть ниже среднего, по мнению экспертов, сформированы «умение извлекать пользу из опыта» и «готовность оценивать собственное обучение  и определять потребности в обучении», при этом «готовность брать на себя ответственность за собственное обучение» оценивается ниже.

 Старшая школа – «готовность принимать внешнее руководство» сформирована больше всего, затем «готовность и умение решать проблемы и «готовность брать на себя ответственность за собственное обучение. Эксперты значительно выше оценивают сформированность таких качеств, как «готовность брать на себя ответственность за собственное обучение, «готовность оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении», «готовность принимать внешнее руководство», «умение войти в группу».

 Анализ полученных результатов позволяет  сделать  следующие выводы:

 -   для старшей школы  важны умения более высокого порядка;

 -  наблюдается тенденция  постепенного усложнения  компетенций по ступеням.

 На ступени старшей школы эксперты дают более высокую оценку сформированности умений учащихся – десятиклассников, а на ступени основной школы восьмиклассники имеют более высокую самооценку сформированности умений по сравнению с экспертами. Это свидетельствует о незавершенности формирования ключевых компетенций на данном возрастном этапе. В юношеском возрасте постепенно формируется чувство ответственности за  свои действия, и в 10-м классе данный процесс еще не завершился.

Результаты по оценке компонентов личностной компетенции показывают, что учащиеся отмечают свою неготовность нести ответственность за свое обучение и объективно его оценивать, сформированность данных умений занимает самые низкие рейтинговые позиции, что следует учитывать при предложении курсов по выбору учащимся.

Соотнесение результатов сформированности ключевых компетенций и количества уроков, в которых развивались те или иные  компоненты ключевых компетенций, показывает, что прослеживается отчетливая связь между данными параметрами, особенно относительно информационно-коммуникативных и социальных компетенций, что говорит о возможности и необходимости целенаправленного развития ключевых компетенций учащихся.

 

Литература

 

1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг.  «Петербургская Школа  2020»Санкт-Петербург. 2010

2.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М. 2007. с.40-48

3.Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист.-2007. - №3.-С.2-5; №4

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014