Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | Контрольно Оценочные Процедуры | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
ФОРМИРОВАНИЕ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ВОРОХОБОВА Н.Е., ТРОШНЕВА Е.Н.
Санкт-Петербург, ГОУ средняя общеобразовательная школа № 612
Стратегия развития российского образования определяет потребность в разработке современных технологий диагностирования достижения планируемых результатов. Анализ научной литературы показывает, что пока еще немногочисленны технологии оценивания уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС, отсутствуют технологии конструирования средств оценки достижений учащихся. [1] В существующих методиках проверки качества целостного образовательного процесса не представлены четкие критерии его оценивания, не определены возможности объективного анализа его результатов.[2,3]
В ходе опытно-экспериментальной работы по теме «Модель преемственности развития ключевых компетенций учащихся в основной и старшей школе» в ГОУ №612 Центрального района Санкт-Петербурга в 2008-2011 гг. исследовался процесс формирования информационно-коммуникативных, личностных и социальных компетенций в образовательном пространстве школы социально-экономического профиля посредством его экспертной оценки и самооценки учащимися.
В результате опроса учащихся и учителей - экспертов по поводу сформированности ключевых компетенций получены следующие результаты (2010г.).
В основной школе наиболее высоко учащиеся оценивают сформированность таких качеств, как «готовность к работе с информацией», «готовность реагировать на сообщения» и «готовность создавать письменные и устные отчеты».
У старшеклассников по сравнению с учащимися 8-х классов выше все показатели. При этом значительный рост наблюдается по таким качествам, как «готовность консультироваться у экспертов» и «способность работать с документами.
В основной школе наиболее высоко оцениваются «умение договариваться», «умение сотрудничать и работать в группе» и «способность осуществлять задания под непосредственным контролем». Старшая школа – «умение договариваться», «способность управлять собственной учебной деятельностью», «умение занимать позицию».
Выше всего учащиеся основной школы оценивают сформированность таких качеств, как «умение извлекать пользу из опыта», «готовность и умение решать проблемы», «умение войти в группу и внести свой вклад». Старшая школа – «готовность принимать внешнее руководство при обучении», «умение извлекать пользу из опыта», «умение войти в группу и внести свой вклад».
Учащиеся старшей школы показывают результаты самооценки более высокие по всем компонентам. Наиболее заметно по параметрам «способность организовывать взаимосвязь знаний, упорядочивать их» и «готовность брать на себя ответственность за собственное обучение.
Основная школа – наиболее высоко эксперты оценивают «готовность реагировать на сообщения», «способность запрашивать различные базы данных», «готовность создавать сообщения», «готовность к работе с информацией» и «готовность получать информацию». Старшая школа – «готовность реагировать на сообщения», «готовность к работе с информацией» и «готовность консультироваться у экспертов».
Особенно заметен рост сформированности таких компетенций, как «готовность реагировать на сообщения», «готовность к работе с информацией и «готовность консультироваться у экспертов».
В основной школе наиболее сформированными, по мнению экспертов, являются «способность осуществлять задание под непосредственным контролем», «умение сотрудничать». Меньше всего сформированы качества «умение занимать позицию в дискуссиях», «умение принимать решения» и «готовность брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать самостоятельность в учебной деятельности».
Старшая школа – качество «способность осуществлять задание под непосредственным контролем» сформировано у 10-классников наивысшим образом, очень высокие показатели - «способность управлять собственной учебной деятельностью, контексты которой предсказуемы», «умение сотрудничать и работать в группе».
Наиболее заметный рост наблюдается по качествам «умение занимать позицию», «умение принимать решения», «способность управлять собственной учебной деятельностью», а также «готовность брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать самостоятельность в учебной деятельности»).
Основная школа – больше всего, но при этом чуть ниже среднего, по мнению экспертов, сформированы «умение извлекать пользу из опыта» и «готовность оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении», при этом «готовность брать на себя ответственность за собственное обучение» оценивается ниже.
Старшая школа – «готовность принимать внешнее руководство» сформирована больше всего, затем «готовность и умение решать проблемы и «готовность брать на себя ответственность за собственное обучение. Эксперты значительно выше оценивают сформированность таких качеств, как «готовность брать на себя ответственность за собственное обучение, «готовность оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении», «готовность принимать внешнее руководство», «умение войти в группу».
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
- для старшей школы важны умения более высокого порядка;
- наблюдается тенденция постепенного усложнения компетенций по ступеням.
На ступени старшей школы эксперты дают более высокую оценку сформированности умений учащихся – десятиклассников, а на ступени основной школы восьмиклассники имеют более высокую самооценку сформированности умений по сравнению с экспертами. Это свидетельствует о незавершенности формирования ключевых компетенций на данном возрастном этапе. В юношеском возрасте постепенно формируется чувство ответственности за свои действия, и в 10-м классе данный процесс еще не завершился.
Результаты по оценке компонентов личностной компетенции показывают, что учащиеся отмечают свою неготовность нести ответственность за свое обучение и объективно его оценивать, сформированность данных умений занимает самые низкие рейтинговые позиции, что следует учитывать при предложении курсов по выбору учащимся.
Соотнесение результатов сформированности ключевых компетенций и количества уроков, в которых развивались те или иные компоненты ключевых компетенций, показывает, что прослеживается отчетливая связь между данными параметрами, особенно относительно информационно-коммуникативных и социальных компетенций, что говорит о возможности и необходимости целенаправленного развития ключевых компетенций учащихся.
Литература
1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»Санкт-Петербург. 2010
2.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М. 2007. с.40-48
3.Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист.-2007. - №3.-С.2-5; №4
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014