Калейдоскоп педагогических идей 2014:
статьи
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | Контрольно Оценочные Процедуры | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В ШКОЛЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Трошнева Елена Николаевна, к.тех.н., Ворохобова Наталья Евгеньевна,
ГОУ СОШ №612 Центрального района
Санкт-Петербурга
Сложные и противоречивые изменения в мировом сообществе ставят перед современной системой образования ряд стратегических задач. Среди них:
- формирование у молодежи целостной картины мира, диалектической взаимосвязи естественнонаучного и гуманитарного понимания разнообразных явлений, а также гуманистических ценностей;
-создание эффективных образовательных технологий, способствующих академической мобильности обучающихся;
- экологическое воспитание и валеологическое просвещение общества.
Современные исследования констатируют невысокий уровень знаний по экологии у выпускников основной и средней школы, отсутствие сознательного отношения к проблемам экологии, пренебрежение со стороны школьников экологическими законами и т.д.(3,6)
Одной из важнейших причин, объясняющих это состояние, является реорганизация системы экологического образования, результатом которой явилось изъятие экологии как дисциплины из состава федерального компонента базисного учебного плана (1997), а затем и регионального (2006-2009). В настоящее время в большинстве школ России экология как самостоятельная дисциплина не преподаётся. По этой причине одним возможным способом организации экологического образования в школе на сегодняшний день является его реализация на межпредметной основе через использование современных проектных технологий. Однако этот процесс в массовой школе осуществляется фрагментарно и несогласованно.
Преодолеть фрагментарность экологического образования возможно, на наш взгляд, через построение образовательного процесса в рамках реализации структурно-функциональной модели построения экологического образования на межпредметной основе. (6)
Рис.1. Структурно-функциональная модель комплексного усвоения учащимися содержания экологического образования на межпредметной основе
Методологический компонент включает в себя комплексный подход, который использовался при отборе содержания образования.
В целевом компоненте представлена цель образовательного процесса: усвоение старшеклассниками экологических знаний и способов деятельности, развитие опыта творческой деятельности и обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения.
Мотивационно-ценностный компонент модели опирается на ценностно-смысловой ориентир межпредметного содержания экологического образования – гармонию во взаимоотношения биосферы, человека и общества.
Предметно-дидактический компонент учитывает основные принципы, использованные в построении межпредметного содержания экологического образования, таких как:
- принцип соответствия межпредметного содержания образования составу и структуре социального опыта учащихся;
- принцип учёта специфики обучаемого контингента (предполагает формирование содержания образования с ориентацией на личность учащегося);
- принцип выделения содержательных блоков, наиболее перспективных в плане организации межпредметных связей и их конкретизация на уровнях учебных предметов и учебного материала;
Содержательный компонент основан на реализации идеи гармонизации взаимоотношений в системе «Человечество-Биосфера» и включает 6 содержательных блоков взаимосвязанных между собой (рис. 2), а также подразумевает такую организацию их усвоения школьниками, при которой каждый содержательный блок предполагает усвоение экологических знаний, способов деятельности в области экологии, опыта творческой деятельности в решении экологических проблем и опыта эмоционально-ценностного отношения.(4)
Рис.2. Содержательные блоки межпредметного экологического образования
Технологический компонент модели включает основные этапы проектирования «Бизнес-планов» учащихся 9-х классов, подготовка которых стала традиционной формой работы для школы социально-экономического профиля №612 Санкт-Петербурга.
Неотъемлемым элементом модели являются педагогические условия, соблюдение которых способствует усвоению старшеклассниками межпредметного содержания экологического образования:
- обеспечение развития всех сторон учебной деятельности девятиклассников;
- тематическая интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, имеющая в своей основе ценности гармонизации отношений человечества и биосферы;
- соблюдение оптимального соотношения между компонентами содержания образования при доминировании опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения;
- согласование взаимодействия учителей-предметников.
Результативно-оценочный компонент включает критерии и показатели результативности реализации разработанной нами структурно-функциональной модели.
Оценка результативности структурно-функциональной модели подразумевает фиксирование качества усвоения учащимися каждого из компонентов межпредметного содержания экологического образования, отслеживание изменений этих параметров на протяжении учебного года.
Проектирование — это способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов. Термины «проект», «проектная деятельность» активно используются в современном лексиконе. Сущность проекта, в отличие от знакомых программ, концепций, доктрин, заключается в том, что проект предполагает поиск новых смыслов накопленного опыта. Это процедура состоит в информационной подготовке некоторых изменений реальности, в предварительном осмыслении и описании конкретных действий, нацеленных на определенные результаты.
Актуальность проектной деятельности в области экологического образования состоит в том, что она, во-первых, инициирует нестандартные решения; во-вторых, она практико-ориентирована, всегда направлена на конкретные нужды; в-третьих, развивает активность и ответственность.
Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике считается А.С.Макаренко, ”высокотехнологичным” педагогом-ученым называют В.А.Сухомлинского.
Педагогическое проектирование это такой методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия. Он позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт.
Методологическое значение педагогического проектирования состоит также в том, что проект обязательно предполагает ценностно-смысловое значение поиска неизвестных условий его осуществления, поиска внешних и внутренних возможностей. Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование.
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Именно так трактует этот термин В.С.Безрукова.(2)
В.П.Бедерханова выделяет два основных типа проектирования: психолого-педагогическое образовательных процессов и социально-педагогическое социальных институтов и образовательной среды.(1)
Собственно педагогическое проектирование рассматривается как построение развивающей образовательной практики, образовательной программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.(7)
В Стратегии модернизации образования в РФ отмечается, что «…основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах», и далее «…развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». (5)
Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, в том числе экологических, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. (1)
Ключевыми называются те компетенции, которые являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые по своей сути социальны и представляют собой универсальные способы социальной деятельности.
Формирование компетенций в школе социально-экономического профиля базируется на опыте реальной деятельности учащихся по созданию бизнес-плана своего предприятия.
«Бизнес-план» как вид проектной деятельности учащихся состоит из разделов, которые образуют серию мини-проектов, включая бизнес-идею (проект «Презентация»), маркетинговые исследования (проект «4П маркетинга»), рекламу (проект «Имидж»), риски (проект «Инструменты безопасности в сфере бизнеса»), финансирование (проект «Финансовый план»).
В работе над проектом «Презентация» учащиеся осмысливают суть предпринимательской деятельности (изготовление продукции и оказание услуг, направленных на получение прибыли, а также обеспечение экологической безопасности). Учащиеся размышляют над вопросами: «А могу ли я быть предпринимателем?», «Какой вид бизнеса мне интересен?», «Какой ущерб моя деятельность может принести окружающей природе?»
Работая над проектом «4П маркетинга» учащиеся получают навыки общения (работа в группе, со взрослыми, с консультантами), собирают и обрабатывают информацию, изучают потенциальных конкурентов.
В ходе работы над проектом «Имидж» учащиеся разрабатывают торговое предложение – рекламу «Товар/услуга», учатся создавать рекламные слоганы, изучают законы рекламы.
В проекте «Инструменты безопасности в сфере бизнеса» учащиеся анализируют возможные аспекты и виды рисков, включая экологические, прогнозируют развитие фирмы.
В проекте «Финансовый план» учащиеся обобщают материалы предыдущих проектов и определяют потребности в капитале, источники финансирования, разрабатывают финансовые документы: вступительный баланс, финансовый счет, счет прибылей и убытков, годовой отчет, рентабельность.
Описанные мини-проекты способствуют интеграции полученных навыков в обработке информации, умении анализировать, обобщать и подводить итоги проделанного, принимать решения.
В ходе работы над проектами учащиеся осознают, что функционирование любой социально-экономической системы осуществляется в условиях сложного взаимодействия комплекса факторов внутреннего и внешнего порядка, в том числе экологических. Все эти факторы находятся во взаимосвязи и взаимной обусловленности.
Связью экономических явлений называется совместное изменение двух или более явлений. Среди многих форм связей между явлениями важную роль играет причинная, сущность которой состоит в порождении одного явления другим.
Признаки, характеризующие причину (условия), называются факторными (независимыми, экзогенными). Признаки, характеризующие следствие, называются результативными (результатными, зависимыми).
Совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной причинно-следственной связью, называется факторной системой. Математическая формула, выражающая связь между результативным (у) и факторными признаками (x1, х2, ..., хm), называется моделью факторной системы и имеет вид:
Процесс построения аналитического выражения зависимостей называется процессом моделирования экономического явления. В ходе данной работы учащиеся учитывают влияние разных факторов на успешность в реализации бизнес-проектов.
Совокупность рассмотренных проектов оформляется в единый бизнес-план, защита которого и осуществляется учащимися. Содержание проекта «Бизнес-план» отражает особенности учащегося, позволяет задействовать его субъективный опыт для формирования и развития ключевых компетенций.
Данная форма работы мотивирует учащихся на развитие метапредметных умений для дальнейшего приобретение знаний и применение их в жизни. В работе над каждым этапом у учащихся формируются ключевые компетенции соответствующего профиля, их развитие и интеграция. Технологии, используемые в проектной деятельности, дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, позволяют стимулировать их интерес к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и показывают практическое применение полученных знаний. Защита проекта «Бизнес-план» для учащегося становится ярким и незабываемым событием.
Используемая проектная технология позволяет получать конкретный продукт, а инструментальный поэтапный подход к организации образовательного процесса обеспечивает единство творческого замысла и алгоритма деятельности, взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде, личностное отношение к познавательной деятельности, взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов, постоянная рефлексия учащихся и учителей над полученными результатами.
В заключение необходимо сказать, что проектный метод «Бизнес-план» может стать эффективным инструментом формирования системы ключевых компетентностей личности учащегося в области экологического образования.
Литература:
1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых//Развитие личности.-2000.-№1
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов.- Екатеринбург: Изд-во “Деловая книга”,1996.
3. Бородько М.В. Каким быть экологическому образованию в 12-летней средней школе? / М.В. Бородько // Педагогика. - 2000. — №6. — С 40-56 – ISSN 0131-6826.
4. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 4. – С. 46–60 – ISSN 1998-1740.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 гг.
6. Майоров Дмитрий Сергеевич. Структурно-функциональная модель построения экологического образования в школе на межпредметной основе. http://www.emissia.org/offline/2011/1598.htmю.
7. Слободчиков В.И.. Психология человека: введение в психологию субъективности/ В.И.Слободчиков, Е.И.Исаева. М.,1995.
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014