Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

            

От воздушного шара к ракете

 

Автор: Федорова Менхия Зуфаровна

Тема урока: От воздушного шара к ракете

Учебный предмет:  английский язык, ИКТ

Категория обучающихся: учащиеся 9 классов

Педагогические технологии:  проектная деятельность,  развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); прием «Кластеры», «Инсерт», таблица «Кто? Что? Где? Когда?».

Данный проект учащиеся 9-го выполняли ко дню науки, на котором  представляли свои работы. Сбор и изучение подобранной информации проводились в рамках внеурочного времени.

Предварительная работа по освоению лексики и грамматики проходила на этапе вызова, когда учащиеся систематизировали изученную информацию в виде заголовков смысловых блоков, которые были распределены между парами (малыми группами) вокруг основной темы.

Эта работа познакомила учащихся с научной терминологией по астрономии и космонавтики на английском языке.

 

Данный проект является:

- творческим, ознакомительным и информационно-исследовательским;

- межпредметным   (интеграция с предметом информатики);

- выполнялся группой, которая была распределена на подгруппы из двух человек.

Литература:

1. Астрономия в вопросах и ответах  по Дж. Пикерингу

2. A picture book of Astronomy. B. Levin, L. Radlova.

3. Интернет-ресурсы

4. Macmillan English Dictionary for advanced learners International Student Edition

5. Англо-русский словарь составитель В.К. Мюллер

6. Русско-английский словарь составитель В.К.Мюллер

Цель:

- знакомство с научной терминологией по астрономии, исследований космического пространства  и расширение кругозора учащихся за счет изучения новой информации по астронавтике;

- создание информационного проекта в форме презентации с помощью применения ИКТ;

- воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Задачи:

- формировать навыки и умения чтения с целью понимания основного содержания, поиска необходимой информации  и полного понимания прочитанного текста

- совершенствовать навыки монологической речи

- совершенствовать навыки письменной речи

- формировать навыки и умения отбора необходимой информации

- развивать навыки работы с компьютером

- развивать навыки использования Интернет ресурсов

- развивать умения обобщать материал и делать заключение.

 

Ход работы

         На стадии вызова учитель объясняет цели работы,  предлагает темы и уточняет их вместе с учащимися. Затем происходит распределение тем по интересам и силам обучающихся,  а также обсуждение источников поиска информации (справочники, словари, журналы, книги, Интернет).

 

Составные части проекта  (темы учащихся)

1.Balloons and dirigibles

2.Spaceships

3.Satellites( Sputniks)

4.Space stations

5.Special vehicles to study the Moon.

На стадии вызова (evocating stage) предполагалась вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания по предложенной теме проекта и помочь сформулировать вопросы и предположения, используя прием «Кластеров». Данный прием был ведущим на стадии вызова. Участники проекта систематизировали  уже известную им лексику и распределяли слова по категориям  - подтемам проектной работы.

Учитель запускает самостоятельную работу учеников проекта. Учащиеся, работая  с большим количеством информации, развивают навыки чтения с различными стратегиями:

-  чтение с целью основного понимания содержания прочитанного текста ( reading for the main idea);

-  чтение с целью поиска необходимой информации  (reading for specific information);

- чтение с целью детального понимания содержания прочитанного текста (reading for detail).

На стадии осмысления (realization of meaning) ведущим приемом был  прием «Инсерт», который предполагает вдумчивое прочтения отобранных текстов, делая  различные пометки на полях, а после этого заполнить таблицу «Кто? Что? Где? Когда?» сведениями из текстов. На этом этапе происходит промежуточное обсуждение хода работы в подгруппах. Учитель рассматривает первые наброски проекта. Происходит работа со справочной литературой (словари, энциклопедии и т.д.). Учитель помогает систематизировать материал и  выделить главное, проверяет логику изложения, помогает исправить грамматические ошибки. Также учитель при необходимости дает советы по эстетическому оформлению работы. Такая работа проходит, как правило, в несколько этапов и направлена на сохранение интереса к теме.

Внесение изменений и  дополнений фиксируется в черновиках и собирается в папке.

На стадии рефлексии (reflection) ученики формулируют выводы по изучаемой теме, выражают эти выводы в разной форме и возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, поэтому можно предложить ответить ученикам на следующие вопросы:

- Как изменились ваши знания по изученной теме?

- Что вас особенно поразило?

- О чем бы вы хотели узнать поподробнее?

Предлагается заполнить анкету участника проекта

После презентации проекта проходит обсуждение, на котором  ребята высказывают свои впечатления по поводу представлений своих работ перед аудиторией, о трудностях с которыми они столкнулись во время  работы над проектом, о том, что  помогло решить поставленную задачу.

Анализ работы над проектом показал, что этот творческий процесс учебной деятельности школьников развивает умение работать в группе и самостоятельно;

умение видеть проблемы, ставит вопросы, классифицировать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

позволяет ребятам решать практические задачи, дает возможность расширить кругозор за рамками учебной программы;

помогает поддерживать непосредственный интерес к изучаемому материалу.

 

Результатами работы над проектами являются развитие следующих УУД:

Регулятивные

- умение брать на себя ответственность за выполнение исследовательских учебных действий;

- умение рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом;

- умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.

Коммуникативные

- способность владения иностранным языком как средством общения;

- способность использовать новые информационные технологии (работа в Power point-приложение Microsoft Office);

- способность осмыслить проблему проекта и представить наглядно презентацию использованной информацией.

Познавательные

- способность владения иностранным языком как средством общения;

- использовать информационные технологии;

- способность осмыслить проблему проекта и представить наглядно презентацию

 

 

Лист самооценивания

 

Регулятивные

Количество баллов

-принимал активное участие в обсуждении при выборе подтемы проекта;

-формулировал вопросы и предположения;

-распределял слова по категориям.

1 2 3 4 5

 

 

1 2 3 4 5

 

1 2 3 4 5

Коммуникативные

 

-свои высказывания мог аргументировать;

-продемонстрировал умение слушать других участников группы

1 2 3 4 5

 

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

Познавательные

 

- при чтении текстов делал необходимые пометки;

-заполнял таблицу;

-помогал представить наглядно презентацию

1 2 3 4 5

 

1 2 3 4 5

 

1 2 3 4 5

итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм перевода многокритериальной оценки в пятибальную отметку

Процент выполнения

Кол-во баллов

Отметка

95-100%

45-39

5

75-94%

40-35

4

50-74%

34-23

3

Менее 50%

22

2

 

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014