Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

            

                                   Байрон и Лермонтов

 

Авторы: Федорова Менхия Зуфаровна, Юрсон Елизавета Рудольфовна

Тема урока: Байрон и Лермонтов. Сравнительный анализ стихотворения“My soul is dark” («Душа моя мрачна»)

  Учебный предмет: английский язык и русская литература

  Категория обучаемых: учащиеся 9 класса

  Педагогические технологии: CLIL с использованием ИКТ

 

Предварительная работа по освоению лексики по теме проводилась на уроках английского языка при изучении темы в соответствии с программой.

 

Данный урок является:

 

-интегрированным  (урок на русском и английском языках с навыками  комплексного применения знаний и  умений при  переводе  поэтического текста.)

-межпредметным   (английский язык и литература)

-исследовательским (сравнительный анализ)

-выполняется в группах

Оборудование урока.
Видеофильм «Джордж Гордон Байрон», презентация и аудиозапись стихотворения на английском языке “
My soul is dark”, слайды, видеоклип группы Хадес с песней “My soul is dark” с использованием мультимедийных средств, раздаточный материал.

 

Использованные методические материалы:

Литература 9 класс  В.Г.Маранцман  издательство «Просвещение» 

Первое сентября - Английский язык 2010г.№20

 http://festival.1september.ru/articles/519697/

       

Цели и задачи урока.

- Познакомить учащихся с биографией Д. Байрона.                                                                                                                                                              - Углубить знания учащихся о романтизме, показать какую роль сыграл Байрон в развитии этого литературного направления, какое влияние оказало его творчество на поэзию  М.Лермонтова.                                                                                                     - Раскрыть общность настроений героев Байрона и Лермонтова.                         - Научить учащихся работать в группах при составлении сравнительного анализа переводов (М.Лермонтов, П.Козлов, Н.Гнедич).                                                                                                   - Совершенствовать навыки выразительного чтения стихов на русском и английском языках.                                                          

ХОД УРОКА

I.                   Организационный момент.

Учитель литературы объясняет цели урока, как организовать и представить   результат  самостоятельной работы (анализ поэтических текстов).  Учащиеся распределяются  в группы  по 4 -6 человек и работают с раздаточным материалом (таблица с вопросами). Каждая группа готовит сравнительный анализ  стихотворения  Д. Байрона  и  переводы сделанные М. Лермонтовым,  П. Козловым, Н.Гнедич.

Составные части сравнительного анализа позтических текстов:

1.      Построчный перевод стихотворения Д.Байрона.(Предварительная работа со словарем дома.)

2.      Сопоставительный анализ стихотворения Д.Байрона “My soul is dark” и перевод   М. Лермонтова «Душа моя мрачна»

3.      Сравнительный анализ переводов, сделанных М. Лермонтовым, П.Козловым и Н.Гнедич.

 

II.                Рассказ учителя литературы о значении творчества  Г.Д.Байрона в мировой литературе и влиянии его на поэзию М.Ю. Лермонтова.

III.             Просмотр видеофильма «Д.Г.Байрон».

Перед просмотром видеофильма учащимся представлены вопросы по биографии поэта на английском языке. После просмотра фильма идет обсуждение биографии Байрона.

     IV         Чтение и анализ стихотворения “My Soul is Dark”.  Сравнение оригинала с переводом.  Работа в группах.

При анализе текстов учащиеся совершенствуют навыки чтения с различными стратегиями:

- чтение с целью понимания основного содержания прочитанного (reading for the main idea);

- чтение с целью поиска необходимой информации (reading for specific information);

- чтения с целью полного понимания прочитанного (reading for detail)/

На данном этапе работы при сравнении текстов используется метод CLIL. (Content Language Integrated Learning), при  котором  английский язык используется в качестве языка обучения (изучение содержания и одновременное обучение иностранному языку)

Каждая группа получает таблицу с вопросами по сопоставительному анализу стихотворения.

Таблица 1  Сопоставительный анализ стихотворения Д. Г. Байрона «Душа моя мрачна» (Раздаточный материал)

Какова тема стихотворения?

 

Каков лирический герой Байрона?

Какие чувства вызывает у вас лирический герой стихотворения?

 

Какова главная мысль стихотворения?

 

Какие образы, имеющиеся в оригинале, исчезли в переводе?

 

Какие образы, отсутствующие в оригинале, появились в переводе?

 

Удалось ли Лермонтову передать дух стихотворения Байрона?

 

Отчего поэт так не терпеливо просит у певца «звуков ряд», если  «душа его мрачна»?

 

Почему поэту тягостны веселые звуки?

 

Почему поэт сравнивает свою душу «с кубком смерти яда полный»?

 

Как вы представляете себе певца «с арфой золотой» и слушающего поэта?

 

Как  связаны начало  стихотворения «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!»  и его конец «Как  кубок смерти яда полный»?

 

Почему Лермонтов перевел это стихотворение?

 

 

Таблица 2

How many lines are there in the poem (the same or different)?

 

What are the numbers of pauses?

 

What are the numbers of stanzas?

 

What is the emotional tone of the poem?

 

Find the examples of repetition of consonants.

 

Highlight key words and expressions and translate them.

 

Работа с таблицами.

После обсуждения дети с помощью учителя делают выводы.

V.Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя литературы.

Домашнее задание: по литературе выучить стихотворение : «Нет, я не Байрон» М.Лермонтова.

По английскому языку: подготовить биографию Байрона на английском языке.

 

В ходе урока развиваются следующие универсальные учебные действия:

 

Регулятивные

- умение самостоятельно ставить цель исследования и действовать согласно этой цели

- умение использовать источники информации, рекомендованные учителем

 

Коммуникативные

- умение владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;

- умение  аргументировано пояснять свою точку зрения и критично относиться к своим  высказываниям;

- умение брать на себя ответственность за выполнение исследовательских учебных действий;

- способность продуцировать и  использовать определенные умения в интерпретации текста, использовать при этом знания иностранного языка и литературы.

Познавательные

- стремление к самосовершенствованию в изучении иностранного языка;

- осознание возможности самореализации средствами иностранного языка;

- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры;

- развитие таких качеств, как креативность, инициативность, дисциплинированность

- умение конструировать грамматически правильные формы и синтаксические   построения,  в соответствии с существующими нормами иностранного языка и  использовать их в том назначении, в котором они употребляются носителями языка;

-  умение владеть разными видами речевой деятельности (аудирование, монолог, диалог,чтение);

-  способность владения иностранным языком как средством общения;

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия имя  _______________________________________ класс  ____________

Этап работы

Вид деятельности

Критерии оценивания

Макс.балл

Проверяющий

Кол-во баллов

Отметка

Просмотр видеофильма о Байроне.

Аудирование с целью понимания основного содержания услышанного(listening for the main idea);

 

Правильные ответы на вопросы

10б.

Учитель

 

 

Анализ текста

Чтение с целью понимания основного содержания прочитанного (reading for the main idea);

 

Правильное понимание темы/главной мысли стихотворения

1б.

Учитель

 

 

 

Чтение с целью поиска необходимой информации (reading for specific information);

 

 

Правильные ответы по таблице 1.

12б.

Учитель

 

 

 

Чтения с целью полного понимания прочитанного (reading for detail) на уровне смысла и критического осмысления содержания.

 

Правильные ответы по таблице 2

6б.

Учитель

 

 

Презентация

Представление: сделать сообщение по результатам выполнения проектной работы;

Кратко высказаться на заданную тему(5 мин), используя (без грубых лексических и грамматических ошибок) изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; научность, оригинальность, за исполнение на английском языке.

Самооценка Взаимоконтроль

 

 

 

 

Отсутствие технических ошибок: содержание и оформление, дизайн, эффекты, корректность.

Самооценка Взаимоконтроль

 

 

 

 

 

40б

 

 

 

 

 

 

Алгоритм перевода многокритериальной оценки в пятибальную отметку.

 

Процент выполнения

Кол-во баллов

Отметка

95-100%

40-38

5

75-94%

37-28

4

50-74%

29-19

3

Менее 50%

18

2

 

  

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014