Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

Как вернуть природе чистую воду

 

Авторы: Измайлова Татьяна Владимировна, Кочерова Елена Алексеевна, Тихонова Светлана Петровна

Тема урока: Как вернуть природе чистую воду

Учебные предметы: ОБЖ, химия, физика

Категория обучаемых: учащиеся 8 класса

Педагогические технологии: проблемное обучение, анализ конкретных ситуаций.

Цели урока: - развитие метапредметных умений и навыков

- оценка путей достижений планируемых результатов

Задачи урока: - ознакомление с процессами очистки воды, утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО),

-формирование критериев экологичного поведения человека,

 в т.ч. на природе,

-обсуждение федеральной целевой программы о воде.

Литература: «Вода в Санкт-Петербурге: сегодня и завтра», Корякина Н.И., ГУП «Водоконал Санкт-Петербург», 2008; Учебник по ОБЖ для учащихся 8 класса, С.Н.Вангородский, Дрофа, М, 2008.

  

Ход урока:

 

1 Подготовительный этап

 

1.1 Показ подготовленных презентаций.

 

2.Ознакомительный этап.

 

2.1 Ознакомление с экологической ситуацией на реках СПб

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Делит класс на 4 группы

Усаживаются за отдельные столы, обозначают № группы

Раздаёт каждой группе набор карточек, объясняет, что группы работают над разными путями попадания загрязнителей в водоёмы и реки СПб.

(Карточки А,Б,В,Г)

1 группа – работает с карточкой А

2 группа – работает с карточкой Б

3 группа – работает с карточкой В

4 группа – работает с карточкой Г

Учащиеся формируют выступление о качестве воды в СПб.

Выступают.

Знакомит с причинами водозабора воды из Невы для снабжения СПб и его пригородов.

Предлагает учащимся ознакомиться с циклами очистки воды.

Раздаёт каждой группе набор карточек (D,E,F,Y)

 

1 группа – работает с карточкой D

2 группа – работает с карточкой E

3 группа – работает с карточкой F

4 группа – работает с карточкой Y

Учащиеся озвучивают последовательно весь цикл очистки воды, делают вывод.

Предлагает рассмотреть варианты решения проблем среды, связанных с каждодневными действиями человека.

Раздаёт таблицы.

Обсуждают проблемы водной среды, заполняют в группах таблицы.

Проблема

Личный вклад в решение

Загрязнения воды тяжёлыми металлами

 

Загрязнение водоёмов

 

Загрязнение Финского залива

 

 Озвучивают решения

 

3. Итоговый этап.

Подведение итогов работы в группе(оценивание каждого)

 

 

Обсуждают в группах, заносят в таблицу.

3.1 Подведение итогов:

Отмечает, что решение многих проблем водной среды зависит от действий каждого.

Другие проблемы можно решить только на более высоком уровне, с привлечением серьёзных финансовых средств.

Предлагает на втором уроке  рассмотреть  проблему  бытового мусора.

 

 

 

 

4. Ознакомительный этап

Учащиеся в группах 1,2,3,4 знакомятся со статьёй  «не надо мусорить». Учитель обращает внимание учащихся на вид опасностей.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализирует знания.Задаёт вопросы:

а) «Что такое отходы?»

Ответ: «Отходы – это ценное сырьё»

 

б) «Откуда берутся отходы?»

- это упаковочная тара

- это пищевые отходы

- это бытовые приборы

 

в) «Что такое мусор?»

«Мусор – продукт становится мусором тогда, когда он смешивается в мусорной корзине с другими продуктами»  

Отвечают, предварительно согласовав ответ друг с другом в группах.

Предлагает ознакомиться с составом отходов в домашнем мусорном ведре.

Раздаёт таблицу.

 

Составляют данные таблицы с личными домашними отходами.

Озвучивают результаты.

Озвучивает проблему:

«Что делать с отходами?»

Раздаёт каждой группе набор картинок с высказываниями других школьников на те же темы.

Просит:

а) Назвать пять возможных способов решения или снижения остроты проблемы отходов

б) Высказаться какой же вариант лучший?

 

в) Разработать систему критериев для оценки способа решения проблемы отходов.

Высказываются, делают вывод.

(«Планируя производство и потребление, мы должны делать так, чтобы отходы не появлялись»)

Предлагает рассмотреть проблему мусора на природе.

Задаёт узловой вопрос:

«К каким видам опасностей он приводит?»

Отвечают по видам опасностей:

а) Опасность получить травму

б) Загрязняют почву, грунтовые воды

в) Приводят к изменениям в окружающем ландшафте

г) Предопределяют социальный конфликт

Предлагает выработать критерии экологичного поведения человека на природе.

Высказываются, формируют критерий:

«Если после ухода из природы не заметно что здесь кто- то был , значит нанесён минимальный урон окружающей среде»

Предлагает обсудить проблему мусора по ходу движения людей.

Задаёт вопрос: «Почему бросают?»

Обсуждают в группах, формируют выводы:

- психология привычки

- нужны урны

-нужны плакаты

-нужно действовать, а не ждать глобальной мусорной катастрофы.

 

 

 

Обсуждают в группах, озвучивают презентации.

 

5. Подведение итогов

Оценивание учителем учащихся

Озвучивание критериев оценки.

 

Критерии оценки:

Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные.

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу комплексной оценки знаний

 

 

ДА

НЕТ

Создание презентации

 

 

Подбор информации по загрязнению водоемов в Санкт-Петербурге

 

 

Варианты решения проблемы

 

 

Взаимооценка работы в группе

 

 

 

 

В ходе урока у учащихся развиваются УУД:

I.                  Познавательнные УУД     

1.     Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернете.

2.     Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

3.     Строить классификацию на основе отрицания.

 

II.               Регулятивные УУД          

  1. Целеполагание – преобразование практической задачи в познавательную.
  2. Самостоятельно анализировать условия достижения

 

III.           Коммуникативные УУД:

 

1.      Работать в группе.

2.      Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3.      Формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

 

Лист самооценка

 

УУД

Выполнил сам

Попросил помощь учителя

Выполнил с помощью учеников в группе

Поиск информации

 

 

 

Создал и преобразовал модель и схему

 

 

 

классифицировал

 

 

 

Перевёл практическую задачу в познавательную

 

 

 

Проанализировал условия для достижения цели

 

 

 

Эффективность работы в группе

 

 

 

Способы взаимодействия

 

 

 

Формирование собственной позиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014