Калейдоскоп педагогических идей
2014:
уроки
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | Контрольно Оценочные Процедуры | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Время глагола
Автор: Мальцева Марина Михайловна
Тема урока: « Время глагола».
Учебный предмет: русский язык
Категория обучаемых: учащиеся 4 класса
Цели:
Образовательные:
Развивающие:
· развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
· развивать логическое мышление;
· развивать гибкость воображения и способность к переносу – аналогизирование;
· формировать основу логического анализа окружающей действительности;
· развивать пространственные представления;
· развивать речь учащихся.
Воспитательные:
· развивать позитивное эмоционально-ценностное отношения к русскому языку;
· развивать чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
· пробудить познавательный интерес к слову, стремление совершенствовать свою речь.
Знать:
· грамматические признаки глаголов, роль глаголов в речи.
Уметь:
· строить диалогические и монологические высказывания, находить глаголы, правильно их писать, использовать в речи, конструировать предложения; использовать средства выразительности, приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
I. Организационный момент.
Сели правильно, настроились на работу, проверили всё ли готово к уроку.
II. Чистописание.
- Открыли тетради, записали число.
Сегодня на минутке чистописания мы будем записывать соединения буквы о с согласными буквами р, с, б, м.
ор ос об ом и наоборот ро со бо мо - чередуя.
III. Актуализация знаний.
· Догадайтесь, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
· А поможет вам в этом стихотворение:
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- (О глаголе)
Прочитайте 1 группу слов:
- Спины, тетради и ручки, парты, улыбку.
- Вы меня поняли?
Прочитайте 2 группу слов:
-Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.
- А теперь?
Как вы думаете, что можно сделать, чтобы стало понятно? - Соединить эти слова по смыслу.
- А теперь понятно о чем идет речь? Что помогло вам понять?
- Что объединяет слова второй группы? (Глаголы).
- Давайте определим тему нашего урока. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем усовершенствовать знания, полученные о глаголе.
- Какую же роль играют глаголы в нашей речи?
- Они делают нашу речь ясной, понятной.
- Дайте определение данной части речи.
IV. Словарная работа.
- А сейчас мы поиграем со словами. А поможет нам в этом игра: «Куча мала». На доске в разном порядке расположены ( можно на карточках) слова с пропущенными орфограммами. (Ворона, побеседую, горевал, картофель, собака, желаем, трактор, ужинать, позавтракать, костюм).
- Посмотрите, из чего состоит «Куча мала»?
- Из слов; из слов разных частей речи.
- Что объединяет эти слова?
- Все слова с безударной гласной, непроверяемой ударением или другими словами – слова с непроверяемым написанием.
· Работа с комментированием.
- Выпишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее: (ворона).
- Выпишите слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят:
(костюм).
- Выпишите слово, обозначающее предмет, который копают, варят:
(картофель).
- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сторожит, лает, кусает:
(собака).
- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сеет, пашет, боронит:
(трактор).
- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.
В какой части слова находится орфограмма? (Корень)
- Что вам помогло правильно найти слово?
· Взаимопроверка. (Оценки)
V. Работа по теме урока. Мозговой штурм.
1. Работа над стихотворением.
– Прочитайте стихотворение, объясните знакомые орфограммы:
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера,- кричит, - ушёл».
«Завтра,- скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- Как изменяются глаголы в этом стихотворении?
- Глаголы изменяются по временам.
- В каком времени могут употребляться глаголы?
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?
- Выпишите из текста глаголы и определите время.
2. Определение времени глагола, изменение глаголов по временам.
- В «Куче» найдите глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени, вставьте пропущенные буквы.
(Побеседую, горевал, желаем)
- В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать?
- В неопределённой.
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
-Разберите слово ужинать, позавтракать по составу, напишите все возможные формы глагола.
I вариант -Ужинать – ужинаю, ужинал, поужинаю.
II вариант -Позавтракать – позавтракал, позавтракаю.
– На что обратили внимание?
- Какой вывод можно сделать?
- От глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? нельзя образовать глаголы настоящего времени.
3. Цифровой диктант.
- У вас на столах карточки, в которых указаны времена глаголов, впишите номера глаголов в карточки.
Настоящее.время Будущее время Прошедшее время
1. учится
2.оживет
3.пели
4.написал
5.сияет
6.высохнет
7.написал
8.летит
9.уточнит
10. просить
- Какое слово лишнее? Почему?
VI. Физкультминутка.
- Я называю глагол в прошедшем времени - подпрыгиваете, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны.
VII. Закрепление.
1. Работа по учебнику
Стр.74 упр. 28.
Стр.75, упр. 30
- Разобрать предложение по членам предложения.
2. Самостоятельная работа.
- упр. 31 (для сильных учащихся).
- по карточкам (для слабых учащихся).
VIII. Творческая работа «Оживи текст».
Лексико – стилистическая работа.
- Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».
Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.
(Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы).
Чтение текстов.
IX. Итог урока.
- Какие знания о глаголе помогли вам сегодня на уроке? Что нового узнали?
Сегодня на уроке я:
- узнал новое…
- научился …
- было трудно…
- все понял, могу помочь другим…
Подведение итогов.
Работа оценивается самими учащимися путем обсуждения результатов.
При выполнении работы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
1. Личностные действия: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
2.Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка.
3. Познавательные универсальные действия:
- общеучебные УД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
- логические УД – анализ, синтез сравнение, классификация.
4. Коммуникативные универсальные действия: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планирование учебного сотрудничества в поиске и сборе информации.
Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Учитель: Давайте вспомним: какие цели мы ставили перед собой на уроке и сумели ли их достигнуть? Что нового узнали? Все ли цели урока мы с вами выполнили?
Дети отвечают.
Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов разного цвета.
Посмотрите, что же у нас получилось? Ориентируясь на цветовую гамму, оцените работу класса.
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014