Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

            

Время глагола

 

Автор: Мальцева Марина Михайловна

Тема урока: « Время глагола».

Учебный предмет: русский язык

Категория обучаемых: учащиеся 4 класса

 

Цели:

Образовательные:

Развивающие: 

·         развивать навыки точного употребления глаголов в речи;

·          развивать логическое мышление;

·          развивать гибкость воображения и способность к переносу – аналогизирование;

·         формировать основу логического анализа окружающей действительности;

·         развивать пространственные представления;

·          развивать речь учащихся.

Воспитательные:

·    развивать позитивное эмоционально-ценностное отношения к русскому языку;

·     развивать чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

·    пробудить  познавательный интерес к слову, стремление совершенствовать свою речь.

Знать:

·        грамматические признаки глаголов,  роль  глаголов в речи.

Уметь:

·        строить диалогические и монологические высказывания, находить  глаголы, правильно их писать, использовать в речи, конструировать предложения; использовать средства выразительности, приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

I. Организационный момент.

   Сели правильно, настроились на работу, проверили всё ли готово к уроку.

II. Чистописание.

 - Открыли тетради, записали число.

 Сегодня на минутке чистописания мы будем записывать соединения буквы  о  с согласными буквами  р, с, б, м.

ор  ос об  ом  и наоборот   ро со бо мо  - чередуя.

 III. Актуализация знаний.

·        Догадайтесь, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

·       А поможет вам в этом стихотворение:

Что без меня предметы? Лишь названья.

 А я приду – всё в действие придёт.

  Летит ракета, люди строят зданья,

  Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

-  (О глаголе)

 Прочитайте  1 группу слов:

- Спины, тетради и ручки, парты, улыбку.

- Вы меня поняли?

Прочитайте 2 группу слов:

-Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

 - А теперь?

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы стало понятно? - Соединить эти слова по смыслу.

-  А теперь понятно  о чем  идет речь? Что помогло вам понять?

-  Что объединяет слова второй группы? (Глаголы).

-  Давайте определим тему нашего урока. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем усовершенствовать знания,  полученные о глаголе.

-  Какую же роль играют глаголы в нашей речи?

 - Они делают нашу речь ясной, понятной.

-  Дайте определение данной части речи.

IV. Словарная работа.

 - А сейчас мы поиграем со словами. А поможет нам в этом игра: «Куча мала».  На доске в разном порядке расположены ( можно на карточках) слова с пропущенными орфограммами. (Ворона, побеседую, горевал, картофель, собака, желаем, трактор, ужинать, позавтракать, костюм).

 -  Посмотрите, из чего состоит «Куча мала»?

 - Из слов; из слов разных частей речи.

 - Что объединяет эти слова?

 - Все слова с безударной гласной, непроверяемой ударением  или другими словами – слова с непроверяемым написанием.

·      Работа с комментированием.

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее: (ворона).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят:

 (костюм).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который  копают, варят:

 (картофель).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сторожит, лает, кусает:

 (собака).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сеет, пашет, боронит:

 (трактор).

- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.

В какой части слова находится орфограмма? (Корень)

 - Что вам помогло правильно найти слово?

·      Взаимопроверка. (Оценки)

V. Работа по теме урока. Мозговой штурм.

1. Работа над стихотворением.

– Прочитайте стихотворение, объясните знакомые орфограммы:

Этот хитренький глагол

Себе время изобрёл

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера,- кричит, - ушёл».

«Завтра,- скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Как изменяются глаголы в этом стихотворении?  

- Глаголы изменяются по временам.

- В каком времени могут употребляться глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

- Выпишите из текста глаголы и определите время.

2. Определение времени глагола, изменение глаголов по временам.

 - В «Куче» найдите глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени, вставьте пропущенные буквы.

(Побеседую, горевал, желаем)

- В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать?

- В неопределённой.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

-Разберите слово ужинать, позавтракать  по составу, напишите все возможные формы глагола.

I вариант  -Ужинать – ужинаю, ужинал, поужинаю.

II вариант  -Позавтракать – позавтракал, позавтракаю.

 – На что обратили внимание?

-  Какой вывод можно сделать?

 - От глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? нельзя образовать глаголы настоящего времени.

 3.  Цифровой диктант.

- У вас на столах карточки, в  которых указаны времена  глаголов, впишите номера глаголов в карточки.

                                                 

    Настоящее.время                   Будущее время                     Прошедшее время

1. учится

2.оживет

3.пели

4.написал

5.сияет

6.высохнет

7.написал

8.летит

9.уточнит

10. просить

- Какое слово лишнее? Почему?

VI. Физкультминутка.

 - Я называю глагол в прошедшем времени - подпрыгиваете, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны.

VII. Закрепление.

1. Работа по учебнику

Стр.74  упр. 28.

Стр.75, упр. 30          

- Разобрать предложение  по членам предложения.

2. Самостоятельная работа.

- упр. 31 (для сильных учащихся).

- по карточкам (для слабых учащихся).

VIII. Творческая работа «Оживи текст».

Лексико – стилистическая  работа.

- Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».

Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.    

(Наступила  долгожданная  весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят  перелётные  птицы).

Чтение текстов.

IX. Итог урока.

- Какие знания о глаголе  помогли вам сегодня на уроке? Что нового узнали?

Сегодня на уроке я:

- узнал новое…

- научился …

- было трудно…

- все понял, могу помочь другим…

 

 

   Подведение итогов.

Работа  оценивается самими учащимися путем обсуждения результатов.

      При выполнении работы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

1. Личностные  действия: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2.Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка.

3. Познавательные универсальные действия:

   -  общеучебные УД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

   - логические УД – анализ, синтез сравнение, классификация.

 4. Коммуникативные  универсальные действия: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планирование учебного сотрудничества в поиске и сборе информации.

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке:

 

Учитель: Давайте вспомним: какие цели мы ставили перед собой на уроке и сумели ли их достигнуть? Что нового узнали? Все ли цели урока мы с вами выполнили?

 

Дети отвечают.

 

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов разного цвета.

 

Посмотрите, что же у нас получилось? Ориентируясь на цветовую гамму, оцените работу класса.

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014