Калейдоскоп педагогических идей
2014:
уроки
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | Контрольно Оценочные Процедуры | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Профессии моей родословной
Автор: Малых Валентина Александровна
Тема урока: Профессии моей родословной
Учебный предмет: Твоя профессиональная карьера, информатика и ИКТ
Категория обучаемых: учащиеся 8 класса
Педагогические технологии: проектная деятельность, мультимедиа (графика, текст, видео, фотография, анимация, звуковые эффекты), беседа, опрос, таблица «генеологическое дерево».
Проектная работа «Профессии моей родословной» проводится в рамках предмета «Твоя профессиональная карьера» при изучении раздела «Мир профессионального труда» и является заключительным этапом изучения таких тем как многообразие мира профессий, анализ профессий, человек на рынке труда и д.р.
Проектная работа имеет два основных преимущества – качественное и количественное. Качественные преимущества заключаются в сравнении словесного описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».
Проектная наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, воспитания чувства гордости за свой род, своих родных и близких, умения четко организовать самостоятельную работу.
Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным.
Презентации учащихся служат не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации
и практикию.
Литература:
1.П.С. Лернер, Г.Ф.МихальченкоТвоя профессиональная карьера:- учебн.для 8-9 классов общеобразоват.учреждений.М.Просвещение, 2011.-159с.
2.С.Газарян Ты выбираешь профессию. – М., 2005.
3.Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.,2009.
Цели урока:
-знакомство с миром профессионального труда, с профессиями родных и близких;
-создание проекта-презентации по заданному плану;
-формирование у учащихся личностных и метапредметных результатов:
Личностные:
-Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена своей семьи;
-освоение гуманистических традиций и ценностей в жизни поколений прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, родителей;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
-понимание многообразия мира профессий и первоначальное понимание своего место в нем.
Метапредметные результаты:
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
-умение вести самостоятельный поиск информации, ), использовать современные источники информации, в том числе материал на электронных носителях;
-способность к преобразованию, сохранению и передачи информации;
-способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную, внеурочную.;
-умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы;
-способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, представлять результаты своей деятельности.
-готовность к сотрудничеству с одноклассниками;
-умение дать аргументированную оценку своей работе и работе одноклассников.
Задачи урока:
1.Систематизировать знания, полученные в ходе изучения учебного материала;
2.Оформить выполнение заданий в виде презентации;
3. Представить проект-презентацию в виде публичного выступления;
4. Провести самооценку выполненной работе.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя о значимости, выполненной учащимися работы (проект - презентация);
2.Защита учащимися проектов – презентаций;
3.Выступление (по возможности) гостей: родителей, бабушек, дедушек и т.д.;
4. Подведение итогов.
Задания для подготовки проекта:
Задание №1
Найди информацию о том, какой деятельностью занимались представители старшего поколения в вашей семье: профессия, карьерная лестница (не менее двух поколений).
Задание №2
На основании полученной информации создай генеологическое дерево «Профессии моей родословной».
Задание №3
Подготовь рассказ об одном из родственников из генеологического дерева «Профессии моей родословной» и его трудовом пути.
Задание №4
Подготовь информацию о профессии: история возникновения, основные требования к профессии ранее и 21 веке.
Задание №5
Сделай вывод о результатах выполненной работы:
-что удалось сделать в ходе выполнения заданий?
-трудности, возникающие в ходе выполнения работы;
-пути решения проблем, возникающие в ходе выполнения работы;
-роль данной работы в учебной деятельности;
-другое.
Задание №6
Заполни оценочный лист. Оцени, согласно критерий, свою работу по каждому заданию (самооценка проекта осуществляется до его защиты).
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
«Профессии моей родословной»
_______________________________________________________________________
Ф.И.учащегося
№ п/п |
Название |
Критерии |
балл |
|
учащийся |
учитель |
|||
1.
|
Генеологическое дерево 3-5 баллов |
-наличие информации о родственниках учащегося и их профессиях (не менее2-х поколений) |
|
|
2. |
Рассказ о родственнике и его профессиональном пути
3-5 баллов |
-представитель какого поколения -что послужило выбором профессии (влияние родителей, восстребованность временем, семейные традиции и т.д.) -успешность в продвижении по служебной лестнице; -поощрения и награды; -мой предок глазами других людей. |
|
|
3. |
Рассказ о профессии
3-5 баллов |
-история появления данной профессии на рынке труда; -требования, предъявляемые к данной профессии ранее и 21 в.; -информация о восстребованности данной профессии на рынке труда сегодня |
|
|
4. |
1.Презентация
3-5 баллов |
-оформление; -орфография; -информативность -оригинальность идеи -эмоциональное восприятие -наличие таблиц (не менее 8 шт.) |
|
|
5. |
Ответы на вопросы 3-5 баллов |
-правильность ответов; -аргументированность ответов |
|
|
6. |
Форма одежды 1-2 балла |
-соблюдение делового стиля одежды |
|
|
7. |
Заключение 3-5 баллов |
-обобщенный вывод |
|
|
8. |
Итого баллов |
|
|
|
9. |
Оценка |
|
|
|
30-32 балла – 5 «отлично»;
25-29 баллов – 4 «хорошо»
20-24 балла – 3 «удовлетворительно»
Оценка метапредметных достижений
№ п/п |
универсальные учебные действия |
оценка |
||
да |
частично |
нет |
||
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
1. |
Планомерно и постепенно выполнял(а) задания проекта |
|
|
|
2. |
Умею дать аргументированную оценку своей работе по созданию проекта |
|
|
|
3. |
Умею дать аргументированную оценку проектной работе, презентации одноклассников |
|
|
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
1. |
Умею сотрудничать с одноклассниками и оказывать им при создании проекта необходимую помощь |
|
|
|
2. |
При выполнении проекта умею учитывать мнение других |
|
|
|
3. |
В ходе защиты проекта чувствовал(а) поддержку одноклассников |
|
|
|
Познавательные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
1. |
Для выполнения проектных заданий использовал (а) дополнительные ресурсы при поиске информации |
|
|
|
2. |
Умею объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения проектной работы |
|
|
|
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014