Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

            

Профессии моей родословной

 

              Автор: Малых Валентина Александровна

              Тема урока: Профессии моей родословной

              Учебный предмет: Твоя профессиональная карьера, информатика и ИКТ

              Категория обучаемых: учащиеся 8 класса

Педагогические технологии: проектная деятельность, мультимедиа (графика, текст, видео, фотография, анимация, звуковые эффекты), беседа, опрос, таблица «генеологическое дерево».

 

Проектная работа «Профессии моей родословной» проводится в рамках предмета  «Твоя профессиональная карьера» при изучении раздела «Мир профессионального труда» и является заключительным этапом изучения таких тем как многообразие мира профессий, анализ профессий, человек на рынке труда и д.р.

Проектная работа имеет два основных преимущества – качественное и количественное. Качественные преимущества  заключаются в сравнении словесного описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».

       Проектная наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:

       Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

        Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

        Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, воспитания чувства гордости за свой род, своих родных и близких, умения четко организовать самостоятельную работу.

        Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным.

        Презентации учащихся  служат не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации

и практикию.

 

Литература:

1.П.С. Лернер, Г.Ф.МихальченкоТвоя профессиональная карьера:- учебн.для 8-9 классов общеобразоват.учреждений.М.Просвещение, 2011.-159с.

2.С.Газарян Ты выбираешь профессию. – М., 2005.

3.Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.,2009.

 

  Цели урока:

 

-знакомство с миром профессионального труда, с профессиями родных и близких;

-создание проекта-презентации по заданному плану;

-формирование у учащихся личностных и метапредметных  результатов:

Личностные:

-Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена своей семьи;

-освоение гуманистических традиций и ценностей в жизни поколений прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, родителей;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

-понимание многообразия мира профессий и первоначальное понимание своего место в нем.

 

Метапредметные результаты:

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

-умение вести самостоятельный поиск информации, ), использовать современные источники информации, в том числе материал на электронных носителях;

-способность к преобразованию, сохранению и передачи информации;

-способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную, внеурочную.;

-умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы;

-способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, представлять результаты своей деятельности.

-готовность к сотрудничеству с одноклассниками;

-умение дать аргументированную оценку своей работе и работе одноклассников.

 

Задачи урока:

1.Систематизировать знания, полученные в ходе изучения учебного материала;

2.Оформить  выполнение заданий в виде презентации;

3. Представить проект-презентацию в виде публичного выступления;

4. Провести самооценку выполненной работе.

 

 

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя о значимости,  выполненной учащимися работы (проект - презентация);

2.Защита учащимися проектов – презентаций;

3.Выступление  (по возможности)  гостей: родителей, бабушек, дедушек и т.д.;

4. Подведение итогов.

Задания для подготовки проекта:

Задание №1

Найди информацию о том, какой деятельностью занимались представители старшего поколения в вашей семье: профессия, карьерная лестница (не менее двух поколений).

Задание №2

На основании полученной информации создай генеологическое дерево «Профессии моей родословной».

Задание №3

Подготовь рассказ об одном  из родственников из генеологического дерева «Профессии моей родословной» и его трудовом пути.

Задание №4

Подготовь информацию о профессии: история возникновения, основные требования к профессии ранее и 21 веке.

Задание №5

Сделай вывод о результатах выполненной работы:

-что удалось сделать в ходе выполнения заданий?

-трудности, возникающие в ходе выполнения работы;

-пути решения проблем, возникающие в ходе выполнения работы;

-роль данной работы в учебной деятельности;

-другое.

Задание №6

Заполни оценочный лист. Оцени, согласно критерий, свою работу по каждому заданию (самооценка проекта осуществляется до его защиты).

 

 

 

 

КРИТЕРИИ

ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

«Профессии моей родословной»

_______________________________________________________________________

Ф.И.учащегося

№ п/п

Название

Критерии

балл

учащийся

учитель

1.

 

Генеологическое дерево

3-5 баллов

 -наличие информации о родственниках учащегося и их профессиях

(не менее2-х поколений)

 

 

2.

Рассказ о родственнике и его профессиональном пути

 

 

 

3-5 баллов

-представитель какого поколения

-что послужило выбором профессии (влияние родителей, восстребованность временем, семейные традиции  и т.д.)

-успешность в продвижении по служебной лестнице;

-поощрения и награды;

-мой предок глазами других людей.

 

 

3.

Рассказ о профессии

 

 

3-5 баллов

-история появления данной профессии на рынке труда;

-требования, предъявляемые к данной профессии ранее и 21 в.;

-информация  о восстребованности  данной профессии на рынке труда сегодня

 

 

4.

1.Презентация

 

 

3-5 баллов

-оформление;

-орфография;

-информативность

-оригинальность идеи

-эмоциональное восприятие

-наличие таблиц (не менее 8 шт.)

 

 

5.

Ответы на вопросы

3-5 баллов

-правильность ответов;

-аргументированность ответов

 

 

6.

Форма одежды

1-2 балла

-соблюдение делового стиля одежды

 

 

7.

Заключение

3-5 баллов

-обобщенный вывод

 

 

8.

Итого баллов

 

 

 

9.

Оценка

 

 

 

30-32 балла – 5 «отлично»;

25-29 баллов – 4 «хорошо»  

 20-24 балла – 3 «удовлетворительно»

 

Оценка метапредметных достижений

 

п/п

универсальные учебные действия

оценка

да

частично

нет

Регулятивные универсальные учебные действия

 

 

 

1.

Планомерно и постепенно выполнял(а) задания проекта

 

 

 

2.

Умею дать аргументированную оценку своей работе по созданию проекта

 

 

 

3.

Умею дать аргументированную оценку проектной работе, презентации одноклассников

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

 

 

 

1.

Умею  сотрудничать с одноклассниками и оказывать им при создании проекта необходимую помощь

 

 

 

2.

При выполнении проекта умею учитывать мнение других

 

 

 

3.

В ходе защиты проекта чувствовал(а) поддержку одноклассников

 

 

 

Познавательные универсальные учебные действия

 

 

 

1.

Для выполнения проектных заданий использовал (а) дополнительные ресурсы при поиске информации

 

 

 

2.

Умею объяснять явления,  процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения проектной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014