Калейдоскоп педагогических идей
2014:
уроки
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | Контрольно Оценочные Процедуры | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Особенности выбора и употребление различных форм глагола
Автор: Носкова Елена Александровна
Тема урока: Особенности выбора и употребление различных форм глагола
Учебный предмет: русский язык
Категория обучаемых: учащиеся 7 класса
Цель: формирование устойчивой мотивации к предмету на примере темы «Употребление грамматических форм глагола», организация деятельности учащихся для достижения следующих результатов:
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Задачи.
Обучающие:
· развить умение формулировать определение понятий;
· формировать умение употреблять различные формы глаголов в письменной и устной речи;
· развить умение правильного использования форм повелительного наклонения глагола;
· обогащать словарный запас учащихся;
· совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
· развитие критического мышления обучающихся;
· развитие внимания обучающихся ;
· формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
· развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
· развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
· развивать умение применять новые знания;
· развитие творческих, речевых способностей учащихся;
· формирование логических умений;
· развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
· развитие умения формулировать проблему;
· развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные:
· воспитание интереса и уважения к родному языку;
· воспитание ценностного отношения к слову;
· развитие коммуникативных УУД:
· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
· взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель показывает слайд с текстом стихотворения Н.Палина
Приедь! Это просто и близко…
Приедь! Это нужно теперь…
Приедь, умоляю, приехай!
А то – самолетом прилеть,
Чтоб нам не являлась помехой
Какая-нибудь гололедь.
Иль запросто, без церемоний,
Ты вещи покладь в саквояж
И в поезде, в спальном вагоне,
На полку мечтательно ляжь.
А то плывь ко мне пароходом,
Причалу рукой помахай.
А нету доверия к водам –
Сюда на Пегасе скакай.
(Н. Палин)
-Ребята, прочитайте это стихотворение, со всеми ли формами слов вы согласны?
-Выпишите те слова, которые, по вашему мнению, автор употребил в неправильной форме.
- Прочитайте, какую часть речи вы выписали?
-Попробуйте сформулировать тему урока. (Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.
Учащиеся называют тему урока. УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
Ребята, вы правы, тема нашего урока: «Особенности выбора и употребление различных форм глагола».
III. Целеполагание и мотивирование.
- Ребята прочитайте текст, запишите в таблице вопросы к тексту. (Работа в парах. Коммуникативные, регулятивные УУД)
«Ложить», «весить», «садить»... Эти три глагола — вместо «класть», «вешать», «сажать» — заслуживают того, чтобы о них поговорить особо. Когда я спросил одного молодого инженера (!), почему он говорит «ложить», а не «класть», он ответил, что привык так говорить с детства, и кроме того «ложить» звучит... приличнее! «Дети! Здесь вы будете весить пальто!» С такой фразой обратилась к первоклассникам и первоклассницам их школьная учительница. Думается, что они тоже «с детства» будут говорить «ложить». «Садить картошку». Это выражение я услыхал на даче. Почему-то «садить» — стало вытеснять правильное слово «сажать». Все эти три глагола-«агрессора» продолжают наступление.
Толстые вопросы |
Тонкие вопросы |
|
|
|
|
|
|
Обсуждение поставленных вопросов.
-Давайте подумаем, какие цели мы можем поставить перед собой на уроке.
- Какие ошибки не следует допускать, образуя формы глаголов.
-Научиться правильно употреблять глаголы.
IV. Ввод нового материала.
- Вернемся к стихотворению Н. Палина, определите форму употребленных здесь глаголов. (Ребята определяют, что глаголы стоят в повелительном наклонении).
-Когда мы используем в нашем общении глаголы, больше всего трудностей мы встречаем при образовании форм повелительного наклонения.
- Запишите глаголы в пустые графы таблицы, остальные глаголы запишите в правой колонке используя словарь . (Познавательные, регулятивные УУД)
Избегайте произносить |
Говори правильно |
Приедь |
|
Покладь |
|
Ляжь |
|
Помахай |
|
Бежи |
|
Выложь |
|
Ездь |
|
Погодьте |
|
Не трожьте |
|
V. Первичное закрепление.
-Ребята, попробуйте записать стихотворение, используя правильные формы глаголов. Что у вас получилось?
Система глагольных форм в русском языке очень сложна. Иногда их выбор трудно объяснить законами языка. В этих случаях правильную форму необходимо просто запомнить. У носителей языка глагольные формы закрепляются в памяти автоматически, но не всегда правильно.
ЗАДАНИЕ. Проверьте себя, знаете ли вы, что здесь нужно выбрать. Ненужное зачеркните. Если трудно выбрать форму, посмотрите в раздел словаря учебника.(Работа в парах)
1. Он до сих пор колебается (колеблется), ехать ли ему в Москву.
2. Он пахает (пашет) старательно землю.
3. Поезд уже ушел, а я все махаю (машу) ему вслед.
4. Взвесьте (свешайте) мне, пожалуйста, этот арбуз.
5. Она встала (стала) на колени и начала молиться.
6. Мы уже заслушали (про слушали) эту передачу.
7. Куда ты обычно ложишь (кладешь) тетради?
8. Спасибо, я уже покушал (поел) больше не хочу.
9. Мальчик надел (одел) куртку и выбежал на улицу.
10. Он бреется (броется) два раза в день.
11. Мама постелила (постлала) постели.
- Поставьте ( +) у тех номеров, которые вы легко выполнили и ( –) там, где глаголы вызвали затруднения. (Коммуникативные, регулятивные УДД)
VI.
-Ребята. Посмотрите на следующий слайд. Когда надо говорить сойти, а когда выйти?
-Сейчас вам предстоит в группе составить диалог, в котором вы попробуете правильно употребить данные глаголы. (Коммуникативные, познавательные, регулятивные УДД).
-Прочитайте ваши тексты. Обсуждение, поиск ошибок, разбор с точки зрения грамматики, речевое оформление.
-Прочитаем текст на слайде:
Сойти или выйти? В поездах и автобусах, когда они приближаются к станции или остановке, зачастую можно услышать примерно такой диалог: - Вы сходите? -Нет, мне на следующей? -Тогда разрешите пройти. Я схожу на этой остановке! - Пожалйста, сходите! |
-Запишите данный диалог, используя нужную форму глагола.
VII. Домашнее задание.
VIII. Подведение итогов.
- Выполняя задания, мы учились (выбери ответы):
1. исправлять текст, в котором есть речевые ошибки;
2. самостоятельно конструировать текст в соответствии с грамматическими законами;
3. выбирать верный вариант из двух предложенных;
4. объяснять, почему возможно (невозможно) заменять одну конструкция другой.
В ходе урока развиваются УУД:
Регулятивные действия
1. Постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
2. Анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
3. Принимать решения в проблемной ситуации
4. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные действия
1.Работать в группе
2. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
3. Следовать морально-этическим и психологическим принципам обсуждения проблем. Владеть монологической и диалогической формами речи
Познавательные действия
1. Свободно пользоваться словарями, справочной литературой.
2. Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. Стилистических особенностей и использованных языковых средств
3. Уметь создавать письменные и устные тексты разных типов
4. Соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка.
IX. Оценивание.
- Оцените свою работу
Задания по теме урока |
Самостоятельное выполнение (да, понимаю, умею) |
Выполнил при помощи других (сложно) |
Свой вариант ответа |
Нахождение в тексте речевых ошибок |
|
|
|
Умение находить правильные формы глагола, используя справочную литературу |
|
|
|
Умею составлять текст на заданную тему |
|
|
|
Умею формулировать «толстые» и « тонкие» вопросы к прочитанному тексту |
|
|
|
Выводы в конце урока |
Я не справился с некоторыми заданиями самостоятельно, поэтому дома я повторю: 1. 2. |
X. Рефлексия. Попробуйте составить синквейн со словом глагол:
Глагол
Быстрый. Меткий
Действует,Наблюдает. Рассуждает
Ошибок он не допускает
Мотор речи!
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014