Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

             

 

Правописание приставок на з-с

Автор  урока: Носкова Татьяна Анатольевна

Тема: Правописание приставок на з-с

Учебный  предмет: русский язык

Категория обучаемых: учащиеся 5класса

Педагогические технологии, методы, приемы: технология проблемного изучения материала;

Методы: проблемно-поисковый, аналитический, метод взаимной критической оценки, самоконтроль, проектный метод (составление мини-проектов).

Оборудование  и приспособления: учебная презентация, Паспорта ошибок, сигнальные карточки, цветные карандаши.

Цели урока:

Ø  Изучить правило о написании приставок на з-с;

Ø  Повторить изученное о звонких и глухих согласных звуках, о приставке как словообразующей морфеме;

Ø  Выработать умение применять правило  на письме, распознавать орфограмму .

Задачи:

Ø создать условия для восприятия и осмысления новой информации;

овладения способами деятельности по изученному правилу;

Ø повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями, умениями, способами деятельности.

Развиваемые (формируемые) УУД:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умение контролировать  выполнение  задания в соответствии с критериями его оценки; ставить цели работы по теме урока; осуществлять оценивание своей деятельности и деятельности  партнера;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; извлекать информацию из схемы;

строить модели и схемы для решения различных задач; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение составлять речевое описание и объяснение действий; грамотно составлять вопросы, необходимые для организации самостоятельной  работы  и работы с партнером; корректно составлять тестовые задания.

ЛИЧНОСТНЫЕ – развитие нравственно-волевых качеств личности – чувства ответственности, понимания необходимости самостоятельно трудиться над развитием собственного образовательного и культурного уровня.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

А) теоретической части:

Вам  было задано сформулировать вопросы по теории.

–Кто хочет задать свой вопрос?

Ученики поочередно задают вопросы, оценивают ответы по критериям (слайды 1-2), комментируют  оценки.

Б) практической части:

Ученики поочередно комментируют выполнение письменной работы и оценивают работу выступающих.

III.Переход к формулировке темы урока

Упражнение на развитие внимания, быстроты реакции.

Цифровой диктант.

Верно  ли мое утверждение? Я утверждаю, что в этом слове есть приставка под:

Подбежать, подплыть, подобие, подбородок, подставка, подлость, подсказка, подушка, подножие, подлива.

Код: 1,1,0,1,1,0,1,0,1,1.

Взаимопроверка.  Оценивание.

Наблюдение над  языковыми явлениями.

2 ученика вызываются к доске. 1-й записывает и разбирает  по составу слова подбежать, подплыть. 2-й ученик записывает эти слова в фонетической транскрипции.

Делаем вывод, что приставка под- пишется одинаково  в независимости от произношения

Слайд 3.

 Прочитайте предложения. Найдите слова с приставками, в которых могут меняться последние согласные. В чем особенность этих приставок? Из какого произведения эти  предложения?

1.Остановился Жилин, раздумывает.

              2. Сидит девочка, глаза раскрыла, глядит на Жилина.

3. Все руки избил он, а колодку не сбил.

Формулировка темы урока

-Написание приставок на з-с требует применения правила, которое мы сегодня будем изучать. Слайд №4

IV. Целеполагание

Дети ставят цели урока самостоятельно. Проверка.

Примерная  формулировка целей:

  1.Знать правило о написании букв з-с на конце приставок.

  2. Уметь применять правило.

  3. Уметь распознавать орфограмму в словах.

Далее учащиеся составляют план урока (примерный)

  1. Изучение  правила

  2. Выполнение  упражнений на закрепление

  3. Составление  учебных тестов и выполнение по ним заданий.

 

V.Организация  восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение новых знаний

Работа с Паспортами ошибок.

Рассмотрим  схему, в которой зашифрована информация по этому правилу и расскажем правило, используя таблицу «Общий ключ к анализу правила».

Слайд 5. Проверка ранее усвоенных знаний, необходимых для овладения способами деятельности.

Слайд 6. Работа с сигнальными карточками и с таблицей для фонетического разбора, в которой характеристики звуков  обозначены цветом.

VI.Организация усвоения способов деятельности путем упражнений в применении информации:

Слайд 7 «Рассвет»

Чтение стихотворения.

 Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

(С.Есенин)

- О каком явлении природы идет речь? ( о рассвете)

Выполнение орфографического разбора слова с подробным комментарием.

Слайд 8 «Извержение вулкана»

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон. (А.С.Пушкин)

- О каком явлении природы идет речь?

Чтение стихотворения. Выполнение орфографического разбора слова извержение с подробным комментарием.

Проверка различения  звонких-глухих согласных.

Работа с сигнальными карточками и с таблицей для фонетического разбора, в которой характеристики звуков  обозначены цветом.

VII.Творческое применение знаний, освоение способов деятельности при выполнении заданий:

1.Творческий диктант (слайд 9)

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

Океан без предела
Облако  без формы
Пустыня без воды

Небо без звезд

Ночь без луны

Тайга без краев

2.Выполнение мини-проектов – составление тестовых заданий формата ЕГЭ.

Слайд 10

Из предложенных учителем слов составить тестовое задание с вариантами ответа.

Не во всех словах, присутствующих в задании, есть приставки на з-с: в некоторых подобные сочетания букв являются частью корня. Дети должны распознать орфограмму.

Работа в парах. Учащиеся составляют тестовые задания, обмениваются тестами и выполняют задания. Затем проводится  взаимопроверка.

IX.Итог урока. Рефлексия

Вернемся к целям, которые мы поставили в начале урока.

1.Проверим знание правила по таблице, расскажем его по ролям.

2.Обозначим цветом уровни умений (индивидуально), которые указаны в целях урока. В зависимости от результатов выберем упражнения для домашней работы.

Домашнее задание.

1 уровень:

Из повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» выписать предложения со словами, в которых содержится орфограмма, выполнить орфографический разбор.

2 уровень:

 Написать сочинение-миниатюру с использованием словосочетаний из творческого диктанта с добавлением  слов с орфограммой.

Система оценивания метапредметных УУД

Оценивание регулятивного  УУД- постановку целей работы

1.1.Цели отражают условия достижения положительного результата в полной мере – 2 балла;

1.2.Цели отражают условия достижения положительного результата частично - 1 балл; (отражают основные составляющие положительного результата)

1.3.Цели не отражают условия достижения положительного результата - 0 баллов;

-------------------------------------------------------------------------------------------------

2.1.Приведены верные формулировки целей -2 балла.

2.2.В формулировке целей допущены негрубые ошибки- 1балл.

2.3.В формулировке целей допущены грубые ошибки- 0 баллов.

Или: цели не сформулированы- 0баллов.

Оценивание учебного высказывания (ответа на вопрос).

Критерии:

1.      Умеет внимательно слушать ответ и соотносить с заданными критериями.

2.      Умеет обнаружить ошибки, недочеты и правильно определить критерий, по которому будет снижена оценка.

3.      Умеет в целом давать оценку учебного высказывания (результатов).

 

Оценка 2 балла по каждому критерию ставится, если оценивание выполнено правильно.

 

Оценка 1 балл ставится, если:

1.      Недостаточно внимательно слушал ответ.

2.      Не заметил некоторые ошибки, недочеты.

3.      По отдельным критериям оценка снижена или завышена.

 

Оценка 0 баллов ставится, если:

1.      Невнимательно слушал ответ учащегося.

2.      Не заметил ошибки, недочеты или отметил ошибки там, где их не было.

3.      В целом оценивание выполнено неправильно.

 

Максимальное количество баллов за выполнение задачи – 6.

       I.            Развитие предметных умений, регулятивных, коммуникативных УУД при выполнении мини-проекта. Составление учебной задачи для партнера (теста по типу задания А в формате ЕГЭ).

    II.            Критерии:

1.      Правильность формулирования задания (Что надо искать?)

2.      Правильный подбор материала для составления задачи.

3.      Корректность в оформлении теста (правильно отмечены пропуски букв, аккуратная запись).

4.      Соответствие количества предлагаемых вариантов заданиям формата ЕГЭ, наличие правильного ответа среди перечисленных.

 

Оценка 2 балла по каждому критерию ставится, если оценивание выполнено правильно.

Оценка 1 балл ставится, если:

1.      Есть недочеты в формулировании задания.

2.      Есть недостатки в подборе материала.

3.      Есть замечания по оформлению теста.

4.      Несоответствие количества предлагаемых вариантов заданиям формата ЕГЭ, наличие правильного ответа среди перечисленных.

Оценка 0 баллов ставится, если:

1.      Задание сформулировано неправильно или отсутствует.

2.      Большая часть материала подобрана неправильно.

3.      Имеются  грубые нарушения в оформлении теста.

4.      Отсутствует правильный вариант ответа.

 

Максимальное количество баллов за выполнение задачи – 8.

 

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014