Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

 

И в шутку и всерьез

 

Автор: Разинкова Лариса Валерьевна

Тема урока «И в шутку и всерьез»

Предмет: русский язык 

Категория обучаемых: : учащиеся 2 класса

 

Тип урока: исследовательско-творческий проект

 

Форма проведения урока:
интерактивная

 

Цель: создание творческого проекта с использованием логических
заданий по русскому языку

 

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся
научатся решать логические задачи по русскому языку; отбирать занимательный
материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

 

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.

 

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение
аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу выполнения задания.

 

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;

 

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; формирование
основ российской гражданской идентичности,

 

развивать эмпатию и сопереживания,
эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к
восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

 

Основные понятия: звуки, буквы, антонимы, изографы

 

Межпредметные связи: литературное чтение, технология

 

Ресурсы «Русский язык» 2 класс 1 часть, В.П. Канакина, В.Г.
Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки со словами, карточки для
групповой работы; ватман А-1, маркеры, фломастеры, клей, магниты, корректор,
скотч

 

Технологическая карта урока

 

Этап урока 

 

Содержание
учебного материала.

 

Деятельность

 

учителя

 

Деятельность

 

обучающихся 

 

ФОУД 

 

Формирование УУД

 

Комментарий,
примечание

 

 

 

I этап. Организационный момент.

 

Цель:

 

1) мотивирование учащихся к
учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

 

2) укрепление здоровья

 

-Здравствуйте,
ребята!  Я рада вас видеть. Сегодня необычный
урок русского языка для вас и для меня, постараемся помочь друг - другу. Я
желаю вам успехов.

 

-Поприветствуйте
гостей.

 

-Проведем
оздоровительная минутка (растираем
ладошки так, чтобы они стали горячими, растираем ушки вверх, вниз – поцокали,
подергали за мочки ушей, покрутили козелок, растираем кулачком носик,
улыбнулись (нажимаем на кончик носа), тихо сели.

 

Приветствуют
учителя, гостей;

 

Настраиваются
на урок

 

 

 

Выполняют
профилактические упражнения для укрепления здоровья

 

 

 

 

 

Ф

 

Коммуникативные
УУД

 

 

 

 

 

 

 

Личностные
УУД

 

установка
на здоровый образ жизни;

 

Создание благоприятного для
обучения климата. Воспитательный момент.

 

Поднятие жизненного тонуса
и укрепление здоровья.

 

 

 

II этап.
Актуализация знаний.

 

 

 

-Сегодня
12 декабря. Чем знаменателен этот день для России? (День конституции.
Конституция - это главный закон нашей страны, где прописаны права и
обязанности граждан Российской Федерации. Одно из которых – каждый имеет
право на образование. Кто из вас любит учиться? Молодцы, вы хорошие ученики).

 

-В жизни нас окружает множество звуков,
послушайте. (звуки природы: пение птиц, плеск воды, звуки города: сигналы автомобилей, звуки шума улицы)

 

-Какие звуки вы услышали? (пение
птиц, плеск воды, сигнал автомобиля)

 

-Но какое отношение всё это имеет к
русскому языку?

 

-Наша речь тоже состоит из звуков (Звуки речи ребенка, звуки разговора детей и учителя), но это особые звуки – звуки речи. 

 

-На какие две группы делятся звуки?

 

-Как обозначаем звуки на письме? Мы
продолжаем изучать раздел «Звуки и буквы»

 

Диалог
с учителем

 

 

 

Работают с
информацией,
представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;

 

 

 

 

 

Ф

 

Личностные
УУД

 

Формирование
основ российской гражданской идентичности, «хорошего» ученика.

 

 

 

Познавательные
УУД

 

Формирование
целостной картины мира

 

Коммуникативные
УУД

 

 

 

Регулятивные
УУД

 

принимать и сохранять
учебную задачу;

 

Формирование гордости за
Родину,

 

III этап. Подготовка к проекту

 

1.Постановка учебной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Поиск информации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспесс-исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

1) -Давайте, определим тему нашего
урока. Откройте учебник стр. 119 и прочитайте.

 

«И в шутку и всерьез».

 

- Что необычного заметили в словах «в
шутку и всерьез»? (Это слова с противоположным лексическим значением.
Антонимы)

 

Как вы
считаете, почему проект так называется?

- Проверим наше предположение. 

 

2) -Ребята, скажите кто такой
исследователь?

Исследователь
- человек, занимающийся научными
исследованиями.

- Это серьезная работа
или шуточная?

- Изучая, раздел «Звуки
и буквы» что может быть шуточным? Игры со словами. Где нам встречались игры
со словами?

-
Давайте рассмотрим журналы.

 

- Какие игры со словами вам встретились?

- Каких игр больше всего встретились? Меньше всего?

- А встретились ли вам изографы?

 

Хотите узнать, что это такое?

 

Изограф
(загадка)

 

Гладишь – ласкается,

 

Дразнишь – кусается. (Собака)

 

-Произнесите
орфоэпически, орфографически.

 

- Произношение и написание отличается? Назовите проверочное
слово.

 

- Это имя собственное или нарицательное?
(Учитель пишет на доске слово собака,
составляет изограф).

 

Составляются
задания

 

Аналогическая
работа проводится со словом заяц.

Мы с товарищем вдвоем

Шли на лыжах на подъем,

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки,

Доезжали до реки,

Снова лезли на подъем,

Чтобы съехать вниз потом.

(Ходьба на месте и произвольные движения)

 

Работают с
информацией,

 

представленной
в учебнике.

 

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

 

 

 

Формулируют
собственное мнение иаргументируют
его.

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный поиск информации в журналах

 

 

 

Работают с информацией, представленной учителем.

 

Отгадывают
загадку.

 

 

 

Обосновывают
выбор написания.

 

 

 

Определяют, количество звуков и букв в словах, выделяют гласные,
согласные.

 

 

 

Выполняют упражнения с
учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют
профилактические упражнения для укрепления здоровья

 

 

 

И

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные
УУД

 

 

 

 

 

умение находить несколько
вариантов решения проблемы;

 

Личностные УУД

 

Формировать умение
способности к саморазвитию

 

 

 

Регулятивные
УУД

 

проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве

 

 

 

Познавательные УУД

 

использовать
знаково-символические средства; создавать
и преобразовывать модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные
УУД

 

установка
на здоровый образ жизни;

 

Проблемный вопрос, выход на
тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую
инфор

 

Рефлексивные умения:умение осмыслить задачу, для решения
которой недостаточно знаний
Поднятие жизненного тонуса
и укрепление здоровья.

 

 

IV. Выполнение проекта.
Эксперимент.

 

 

 

Хотите попробовать сами изобразить какой-либо предмет?

 

Цель: составить изографы с заданием для газеты «И в шутку и
всерьез» с использованием загадок.

 

 

 

Объединяются в группы.

 

 

 

Учитывают степень сложности задания и определяют для себя
возможность/невозможность его выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

Коммуникативные
УУД

 

умение вступать в диалог;
умение договариваться;

 

умение запросить
недостающую информацию у учителя;

 

Регулятивные
УУД

 

в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;

 

 

 

Работа в группах

 

Умения и навыки работы в
сотрудничестве

- умение коллективного
планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 

V. Презентации работ.

 

 

 

Редактор группы выступает с сообщением о
проделанной работе.

- Получилась у нас страница?

- Какие у нас получились рисунки?
(Шуточные)

- Но чтобы их выполнить, нужны какие
знания? (Серьезные)

- Подтвердилось наше предположение?

 

 

 

Осуществляют:

 

самооценку;

 

взаимопроверку;

 

 

 

Ф

 

Коммуникативные
УУД

- умение отвечать на вопросы

- умение спрашивать,

- умение управлять голосом,
контролировать действия партнёра;

 

Презентационные умения и
навыки:

- навыки монологической
речи;
Результатом работы группы является сообщение.

 

VI.
Рефлексия деятельности. 

 

 

 

- Чему вы научились?

- Что вам понравилось?

- Ребята вы были настоящими
исследователями и за хорошую работу все получаете медали.

Спасибо за урок!

 

Формулируют конечный
результат своей работы на уроке.

 

 

 

Ф

 

Рефлексивные умения: 

умение
отвечать на вопрос

 

 

 

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф –
фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Работа
обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали
активно, все были включены в работу.

Дифференциация и
индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала.

Оценка достижения
целей урока: урок
достиг поставленных целей.

Критерии оценки проектной деятельности

- способность к самостоятельному приобретению знаний (подготовка некоторых материалов к уроку дома самостоятельно)

- сформированность предметных знаний и способов действий

- сформированность регулятивных действий

-сформированность коммуникативных действий

 

Для оценки сформированности метапредметных навыков учащимся можно предложить ответить на вопросы.

1. Оценим свои достижения

- Я научился подбирать нужную информацию

- На основе этой информации, оформлять газету

- Выполнять творческие задания

- Находить общий язык с участниками группы, выполняя задание в группе.

- Внимательно слушать выступления одноклассников.

- Использовать знания, полученные на других уроках

2. Что у тебя сегодня получалось и насколько хорошо?  Для определения насколько хорошо ты справлялся с заданиями возьми карандаши и раскрась радугу успехов.

3. Если ты очень хорошо справился с заданием, то раскрась полоски радуги оттенками красного цвета.

4. Если у тебя что то не получилось, раскрась полоски радуги зелёным цветом.

5. Если у тебя не получилось справиться с заданием, раскрась радугу оттенками синего цвета.

6. Чем ярче будет цвет твоей радуги, тем лучше ты справился с сегодняшним уроком.

 

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014