Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

 

Рождение европейской науки

 

Автор: Симонов Александр Николевич

Тема урока  «Рождение европейской науки»

Учебный предмет: история

Категория обучаемых: учащиеся 7 класса

Цель: Знакомство с европейскими учеными Нового времени.

 

Задачи: характеристика качеств, присущих ученому,

знакомство с наиболее важными научными открытиями XVI XVII вв.,

оценка научных открытий Нового времени.

 

Технологии: работа в группах.

Оборудование: учебник (А. Я. Юдовская, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкина. Новая история. 1500—1800. –  М: Просвещение, 2010.), рабочая тетрадь, презентация.

 

Ход урока:

Этап 1. Вспоминаем характеристики  человека нового типа, появившегося в Новое время (ученики самостоятельно составляли перечень качеств  и  характеристик на  уроке «От средневековья к Новому времени»).

Примерный перечень:

самостоятельный

ответственный

незнатный

стремящийся к богатству

активный (ученый, торговец, предприниматель)

способный к риску

любознательный

Учитель подчеркивает, что многие из этих качеств  относятся к ученым и просит их назвать. Ученики объясняют свой выбор.

Учитель подчеркивает, что для изучения природы ученые начинают применять эксперимент, который позволяет проверить их выводы.

Повторение: Великие географические открытия стали возможны только после успехов астрономии и составления точных географических карт (демонстрируются карты XV XVII вв.)

Этап 2. Работа в группах. Каждая группа знакомится с открытиями одного ученого (учебник, раздаточный материал).

Задачей каждой группы является:

сформулировать суть научного открытия (открытий),

найти ошибки в выводах ученого (если они были),

ответить, применял ли ученый научный эксперимент.

Браге: увидел вспышку сверхновой звезды (1572), которая потом погасла. Сделал вывод, что вселенная изменчива.

Ошибки: считал, что Земля неподвижна, Солнце и Луна вращаются вокруг Земли

(а планеты вокруг Солнца).

Коперник: (с. 80) Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Ошибки: Солнце неподвижно.

Бруно: (с. 81) Вселенная бесконечна. Вселенная — множество звезд, имеющих свои планеты.

Ошибки: Вселенная конечна.

Галилей: (с. 82) Увидел спутники Юпитера, звезды Млечного пути, наблюдал рельеф Луны, солнечные пятна.

Ошибки: не мог наблюдать в телескоп более далекие  планеты.

Ньютон: (с. 83) закон всемирного тяготения

 

Этап 3. Каждая группа выступает со своими выводами.

Капитан выделяет наиболее активных и полезных членов группы.

 

Итоги: Научные открытия способствовали развитию европейского общества. Наука — одно из самых интересных занятий, но требует от ученого особых  качеств.

 

Домашнее задание: § 10 (рассказ об одном из ученых).

 

Метапредметные результаты: на уроке формируются ууд:

 

познавательные (анализ информации),

регулятивные (коррекция информации),

коммуникативные (умение строить монологическое высказывание, взаимодействие в группе)

 

Критерии оценки метапредметных результатов.

 

Виды УУД

Содержание УУД

Критерии

Показатели

Познавательные

Анализ

Умение анализировать информацию

Делает правильные выводы — 2

Допускает ошибки в выводах — 1

Не умеет делать выводы — 0

Регулятивные

Коррекция

Умение исправить ошибку

Умеет находить и исправлять ошибку — 2

Умеет только находить ошибку — 1

Не умеет находить ошибку — 0

Коммуникативные

Взаимодействие в группе

Продуктивное участие в групповом взаимодействии

Активно

участвует — 2 

Участвует — 1

Не участвует — 0

 

Монологическое  высказывание

Умение строить полное и  обоснованное монологическое высказывание

Умеет строить монологическое высказывание — 2

Монологическое высказывание не полное или недостаточно обоснованное — 1

Не умеет строить высказывание — 0  

Предметные

результаты

 

Знание предмета

Продемонстрировано владение предметом.

Ошибки отсутствуют — 2

Есть отдельные ошибки — 1

Не владеет предметом — 0

 

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014