Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

 

Закон РФ «О защите прав потребителей

 

Авторы: Горбенко Ирина Георгиевна, Изотова Ирина Анатольевна,  Толстых Нурия Халиловна

Тема урока:  Закон РФ «О защите прав потребителей

Учебные предметы: экономика, ИКТ

Категория обучаемых: учащиеся 8 класса.

Педагогические технологии: информационные технологии, организация самостоятельной и групповой работы

Цели:

  1. сформировать у учащихся умение применять статьи  закона  «О защите прав потребителя»;
  2. умение видеть нарушения законов и умение доказать эти нарушения с помощью знания закона «о защите прав потребителей»;
  3. формировать у учащихся правила поведения культурного потребителя;
  4. развивать у учащихся:

Задачи:

Литература:

Закон РФ «О защите прав потребителей», Москва: ООО «Издательство «Омега-Л», 2009;

Intel Обучение для будущего. Основной курс, Москва, 2007.

 

Оборудование: программа MS Power Point.

 

1 урок

Ход урока:

Вопросы для обсуждения (Задание): Рассмотрите ситуации.

 

Творческие задачи

1. Гр-н Г. обратился в суд по месту своего жительства с исковым заявлением к заводу «Манометр». Из искового заявления следует, что гр-н Г. купил партию комплектующих к ингалятору «Афина» в количестве 380 шт. для осуществления коммерческих и маркетинговых целей. Обнаружив недостатки (трещины, дефор­мацию), гр-н Г. обратился к изготовителю — заводу «Манометр» —с требованием заменить некачественные детали изделия. В исковом заявлении гр-н Г. просит обязать изготовителя выполнить его требование о замене и взыскать неустойку за просрочку выполнения данного требования в соответствии со ст. 23 Закона Российс­кой Федерации «О защите прав потребителей».

Суд вынес определение об отказе в рассмотрении искового заявле­ния в связи с тем, что гр-н Г., по определению Закона Российской Фе­дерации «О защите прав потребителей», потребителем не является. Правильно ли поступил суд?

2. Гр-ка 3. приобрела блузу в магазине. После первой стирки появился дефект в виде деформации и усадки блузы. Блуза была постирана в соответствии с информацией, представленной на ярлыке. Каковы должны быть дальнейшие действия потребителя?

3. Гр-ка Е. купила пачку печенья, на упаковке которой содер­жалась следующая информация: акционерное общество открытого типа «Большевик»; ГОСТ 24901-89; масса нетто 200 г; калорийность 425 ккал (в 100 г про­дукта); состав в 100 г продукта: белка 7,5 г, жира 12,1 г, углево­дов 71,2 г; дата изготовления — 24.04.94 г. Какая информация не была представлена потребителю?

4. Гр-н 3. приобрел разборный платяной шкаф. Когда он приступил к сборке шкафа, то обнаружил, что отсутствует инструкция, без которой произвести сборку нельзя. Какие права имеет потребитель?

5. При покупке губной помады гр-ке М. была представлена информация о том, что помада изготовлена на основе натуральных веществ. Позднее у гр-ки М. возникли сомнения в достоверно­сти представленной информации и она передала купленную губную помаду на экспертизу. В результате было установлено, что в химический состав помады натуральные вещества не входят. Какие права имеет гражданка М.?

6. К. приобрел билет на самолет Москва — Иркутск, но когда он приехал в аэропорт, оказалось, что его рейс откладыва­ется из-за нелетной погоды (по метеоусловиям в Иркутске). Одновременно по причине отсутствия топлива был отложен и рейс Москва — Калининград, которым должен был лететь Л. В результате переноса времени рейсов К. и Л. вынуждены были несколько часов провести в аэропорту, испытывая при этом физические и эмоциональные неудобства. Они обратились в суд с иском о возмещении морального вреда. Иск одного из них суд удовлетворил, в иске другого было отказано. Кому суд отказал в иске и почему? 

 

Ответы.

 

К задаче № 1

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приоб­ретающий или использующий товары (работы, услуги) исключи­тельно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не свя­занных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Так как гражданин Г. приобретал комплектующие к ингаля­тору «Афина» для осуществления коммерческих и маркетинго­вых целей, то в соответствии с законом суд вынес правильное ре­шение.

 

К задаче № 2

Потребителю необходимо обратиться в экспертное учрежде­ние для проведения исследования. Заключение специалиста по­казало, что состав трикотажного полотна, из которого изготов­лена блуза, состоит из 100% волокон вискозы, а на ярлыке указан состав полотна, который не отражает его действительного соста­ва и дал возможность владелице подвергнуть стирке блузу без ог­раничения, что и повлекло за собой деформацию и усадку. Таким образом, потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи на основании ст.12, так как продавец не предоставил покупателю полной и достоверной информации.

 

К задаче № 3

Помимо информации, данной в условии задачи, на упаковке печенья должны быть указаны: адрес изготовителя, перечень ис­пользованных в процессе изготовления печенья продуктов пита­ния и пищевых добавок.

Кроме того, указанная на упаковке дата 24.04.94 г. дает по­требителю неполную информацию о сроке годности печенья, так как она может означать или дату изготовления, или срок, до ко­торого продукт пригоден для употребления. Поэтому следует до­полнительно указать либо «срок годности 3 месяца», либо «упот­реблять до 24.04.94 г.».

 

К задаче № 4

Если потребитель в результате предоставления ему недоста­точно полной информации лишен возможности использовать то­вар по назначению, он вправе в соответствии с п.1 ст.12 Закона потребовать от продавца (изготовителя) предоставления в разум­но короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков.

 

К задаче № 5

Если потребитель приобрел товар, не обладающий необходи­мыми потребителю свойствами в результате предоставления ему недостоверной информации, он вправе в соответствии со ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» потребовать расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков (например, расходов на экспертизу).

 

К задаче № 6

В соответствии со ст. 15 Закона моральный вред возмещается исполнителем при наличии его вины. Вины аэропорта в наступле­нии нелетной погоды нет, а вот обеспечить самолет топливом он был обязан. Поэтому моральный вред будет возмещен Л., но К. суд в иске отказал.

 

2 урок

 

Ход урока:

 

1. Подготовительный этап:

Подбор информационных материалов

 

2. Информационный этап:

Ознакомление с информацией по заданной теме

 

3. Итоговый этап

3.1. Предлагается учащимся подготовить презентацию на заданную тему.

 Выдаются критерии оценки презентации:

· содержание должно отражать цели самостоятельной работы ученика над заданной темой;

· отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок;

· использование научной терминологии;

· информация должна быть точной, полной, полезной и актуальной;

· общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации;

· диаграммы и рисунки – изображения в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию;

· текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

·списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и  корректно;

·защита презентации – умение выступать на публике, дискутировать и защищать свою точку зрения.

     

3. 2. Защита работ.

 

4. Подведение итогов.

Оценивание учителем работ учащихся.

 

 

Развиваемые в ходе урока универсальные учебные действия:

 

I. Регулятивные

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий  и вносить коррективы.

-уметь самостоятельно контролировать свое время  и управлять им.

II.Коммуникативные

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

-формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать ее с партнерами для совместной деятельности.

-учитывать разные мнения в сотрудничестве.

-использовать адекватные языковые средства для совместной деятельности.

 

III. Познавательные.

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

-создавать и преобразовывать схемы для решения задач.

 

                   Лист самооценки

 

Полностью

Частично

Не удалось

I

Регулятивные УУД

 

 

 

 

1.Контролировал   ли ты свое  время?

 

 

 

 

2.Правильно ты  выполнил  задания?

 

 

 

II

Коммуникативные  УУД

 

 

 

 

1.Удалось ли тебе правильно спланировать сотрудничество с учителем?

 

 

 

 

Во время диспутов учитывал ли ты мнения других?

 

 

 

 

Оцени степень  общения с одноклассниками в ходе урока?

 

 

 

III

Познавательные УУД

 

 

 

 

Использовал ли ты дополнительные ресурсы   при поиске информации?

 

 

 

 

Предлагал свои способы выполнения задания?

 

 

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014