Калейдоскоп педагогических идей
2014:
уроки
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | Контрольно Оценочные Процедуры | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Закон РФ «О защите прав потребителей
Авторы: Горбенко Ирина Георгиевна, Изотова Ирина Анатольевна, Толстых Нурия Халиловна
Тема урока: Закон РФ «О защите прав потребителей
Учебные предметы: экономика, ИКТ
Категория обучаемых: учащиеся 8 класса.
Педагогические технологии: информационные технологии, организация самостоятельной и групповой работы
Цели:
Задачи:
Литература:
Закон РФ «О защите прав потребителей», Москва: ООО «Издательство «Омега-Л», 2009;
Intel Обучение для будущего. Основной курс, Москва, 2007.
Оборудование: программа MS Power Point.
1 урок
Ход урока:
Вопросы для обсуждения (Задание): Рассмотрите ситуации.
Творческие задачи
1. Гр-н Г. обратился в суд по месту своего жительства с исковым заявлением к заводу «Манометр». Из искового заявления следует, что гр-н Г. купил партию комплектующих к ингалятору «Афина» в количестве 380 шт. для осуществления коммерческих и маркетинговых целей. Обнаружив недостатки (трещины, деформацию), гр-н Г. обратился к изготовителю — заводу «Манометр» —с требованием заменить некачественные детали изделия. В исковом заявлении гр-н Г. просит обязать изготовителя выполнить его требование о замене и взыскать неустойку за просрочку выполнения данного требования в соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Суд вынес определение об отказе в рассмотрении искового заявления в связи с тем, что гр-н Г., по определению Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», потребителем не является. Правильно ли поступил суд?
2. Гр-ка 3. приобрела блузу в магазине. После первой стирки появился дефект в виде деформации и усадки блузы. Блуза была постирана в соответствии с информацией, представленной на ярлыке. Каковы должны быть дальнейшие действия потребителя?
3. Гр-ка Е. купила пачку печенья, на упаковке которой содержалась следующая информация: акционерное общество открытого типа «Большевик»; ГОСТ 24901-89; масса нетто 200 г; калорийность 425 ккал (в 100 г продукта); состав в 100 г продукта: белка 7,5 г, жира 12,1 г, углеводов 71,2 г; дата изготовления — 24.04.94 г. Какая информация не была представлена потребителю?
4. Гр-н 3. приобрел разборный платяной шкаф. Когда он приступил к сборке шкафа, то обнаружил, что отсутствует инструкция, без которой произвести сборку нельзя. Какие права имеет потребитель?
5. При покупке губной помады гр-ке М. была представлена информация о том, что помада изготовлена на основе натуральных веществ. Позднее у гр-ки М. возникли сомнения в достоверности представленной информации и она передала купленную губную помаду на экспертизу. В результате было установлено, что в химический состав помады натуральные вещества не входят. Какие права имеет гражданка М.?
6. К. приобрел билет на самолет Москва — Иркутск, но когда он приехал в аэропорт, оказалось, что его рейс откладывается из-за нелетной погоды (по метеоусловиям в Иркутске). Одновременно по причине отсутствия топлива был отложен и рейс Москва — Калининград, которым должен был лететь Л. В результате переноса времени рейсов К. и Л. вынуждены были несколько часов провести в аэропорту, испытывая при этом физические и эмоциональные неудобства. Они обратились в суд с иском о возмещении морального вреда. Иск одного из них суд удовлетворил, в иске другого было отказано. Кому суд отказал в иске и почему?
Ответы.
К задаче № 1
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Так как гражданин Г. приобретал комплектующие к ингалятору «Афина» для осуществления коммерческих и маркетинговых целей, то в соответствии с законом суд вынес правильное решение.
К задаче № 2
Потребителю необходимо обратиться в экспертное учреждение для проведения исследования. Заключение специалиста показало, что состав трикотажного полотна, из которого изготовлена блуза, состоит из 100% волокон вискозы, а на ярлыке указан состав полотна, который не отражает его действительного состава и дал возможность владелице подвергнуть стирке блузу без ограничения, что и повлекло за собой деформацию и усадку. Таким образом, потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи на основании ст.12, так как продавец не предоставил покупателю полной и достоверной информации.
К задаче № 3
Помимо информации, данной в условии задачи, на упаковке печенья должны быть указаны: адрес изготовителя, перечень использованных в процессе изготовления печенья продуктов питания и пищевых добавок.
Кроме того, указанная на упаковке дата 24.04.94 г. дает потребителю неполную информацию о сроке годности печенья, так как она может означать или дату изготовления, или срок, до которого продукт пригоден для употребления. Поэтому следует дополнительно указать либо «срок годности 3 месяца», либо «употреблять до 24.04.94 г.».
К задаче № 4
Если потребитель в результате предоставления ему недостаточно полной информации лишен возможности использовать товар по назначению, он вправе в соответствии с п.1 ст.12 Закона потребовать от продавца (изготовителя) предоставления в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков.
К задаче № 5
Если потребитель приобрел товар, не обладающий необходимыми потребителю свойствами в результате предоставления ему недостоверной информации, он вправе в соответствии со ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» потребовать расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков (например, расходов на экспертизу).
К задаче № 6
В соответствии со ст. 15 Закона моральный вред возмещается исполнителем при наличии его вины. Вины аэропорта в наступлении нелетной погоды нет, а вот обеспечить самолет топливом он был обязан. Поэтому моральный вред будет возмещен Л., но К. суд в иске отказал.
2 урок
Ход урока:
1. Подготовительный этап:
Подбор информационных материалов
2. Информационный этап:
Ознакомление с информацией по заданной теме
3. Итоговый этап
3.1. Предлагается учащимся подготовить презентацию на заданную тему.
Выдаются критерии оценки презентации:
· содержание должно отражать цели самостоятельной работы ученика над заданной темой;
· отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок;
· использование научной терминологии;
· информация должна быть точной, полной, полезной и актуальной;
· общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации;
· диаграммы и рисунки – изображения в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию;
· текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
·списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и корректно;
·защита презентации – умение выступать на публике, дискутировать и защищать свою точку зрения.
3. 2. Защита работ.
4. Подведение итогов.
Оценивание учителем работ учащихся.
Развиваемые в ходе урока универсальные учебные действия:
I. Регулятивные
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы.
-уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
II.Коммуникативные
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.
-формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать ее с партнерами для совместной деятельности.
-учитывать разные мнения в сотрудничестве.
-использовать адекватные языковые средства для совместной деятельности.
III. Познавательные.
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
-создавать и преобразовывать схемы для решения задач.
Лист самооценки
№ |
|
Полностью |
Частично |
Не удалось |
I |
Регулятивные УУД |
|
|
|
|
1.Контролировал ли ты свое время? |
|
|
|
|
2.Правильно ты выполнил задания? |
|
|
|
II |
Коммуникативные УУД |
|
|
|
|
1.Удалось ли тебе правильно спланировать сотрудничество с учителем? |
|
|
|
|
Во время диспутов учитывал ли ты мнения других? |
|
|
|
|
Оцени степень общения с одноклассниками в ходе урока? |
|
|
|
III |
Познавательные УУД |
|
|
|
|
Использовал ли ты дополнительные ресурсы при поиске информации? |
|
|
|
|
Предлагал свои способы выполнения задания? |
|
|
|
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014