Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

          

Путешествие в космос

 

 

Автор: Исаргакова Алла Алексеевна

Тема урока: «Путешествие в космос»

 Учебные предметы: окружающий мир, изобразительное искусство, технология, литературное чтение, информатика.

Категория обучаемых:  учащиеся 3 класса

Педагогические технологии: проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, организация творческой деятельности, организация самостоятельной работы, информационные технологии, организация группового взаимодействия, игровые технологии.

Цели:

- сформировать навыки проектно-исследовательской деятельности

-  систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос

Задачи:

•   познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране

     •  способствовать закреплению полученных ранее знаний, расширить кругозор детей;

     •   развивать память, внимание, устную речь.

     •   способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

     •  создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации

 

Литература:

1.  Бобиенко  ОМ  Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенции //

2. Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы/А Кудрявцев //Директор школы. -2007. -№ 1.-С. 14—20.

3. Маркачев, АЕ. Применение метода проектов в школьной практике/АЕ. Маркачев, ТА Боровских, Г.М Чернобельская //Химия в школе. -2007. -№ 2. - С. 34-36

4. Нефедова ЛА, Ухова Н.М Развитие ключевых компетенции в проектном обучении // Школьные технологии - 2006. -№ 4.- с.61.

5. Журнал «Начальная школа» № 1ДЮ6г

6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

7. Никифорова Н., Серых Л.А. Познавательная деятельности школьников в сети: исследование Рунета // Электронный альманах «Вопросы информатизации образования», №7, VIO. NPSTOIK.RU – М..- НП «СТОиК», 2007

 

 

                                     Предварительный этап:

Ученики совместно с учителем определили тему,  разделились на  4 группы и составили план работы. Далее ученики - своей группой искали необходимую информацию в дополнительной  литературе,  в Интернете и подготовили презентацию по теме; продумывали и сделали модель корабля, космическую одежду; подготовили для других команд интересные задания (шифровка и кроссворд)

 

 

 

 

                                               План работы:

 

                                                                1-е занятие

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщение темы и плана работы.

3. Работа по теме:

 

- Рассказ учителя о развитии космонавтики

- Презентация учениками космических кораблей

- Рассказ учителя об условиях космоса, которые повлияли на создание скафандров

- Презентация детьми космической одежды

 

                                                2-е занятие

1. Учитель раскрывает понятия: «Вселенная, Галактика, солнце, планеты»

2. Выполнение задания по расположению планет вокруг Солнца

3. Рассказы учеников о планетах (подготовленные заранее)

4. Рассказы учеников о загадках и тайнах планет.

5. Работа в командах (расшифровка сообщения от жителей другой планеты).

 

                                                3-е занятие

1. Рассказ о мифах и легендах (учитель и ученики)

2. Работа по командам  - разгадывание кроссворда по теме: «Космос»

3. Викторина

Подведение итогов. Награждение.

 

ХОД  1-го занятия:

1. Вступительное слово учителя:

 

 Два дня назад люди всей планеты отмечали большой праздник. Кто из вас скажет, что это за праздник, и какому событию он посвящен? (День космонавтики. 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль- спутник «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным). Этому обычному весеннему дню суждено было навсегда войти в историю человечества.

 

Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век!

И первый из первых в ракете

Советский летит человек!

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле.

Летел он один во Вселенной,

Чтоб снова вернуться к Земле.

Мы знаем, а стало быть, верим,

Что сказкам сбываться дано,

И нам побывать на Венере

Быть может еще суждено!

 

XX век - это не только революции и войны. XX век дал миру величайшие открытия. Он вывел человека в космос.

 

2. Сообщение темы и тана работы:

 

- Сегодня нам с вами предстоит совершить путешествие в космос, узнать о планетах Солнечной системы, об истории развития космонавтики, определить значение изучения космоса для людей.

Готовясь к сегодняшнему дню вы проделали большую работу. Вы своей группой искали необходимую информацию в дополнительной литературе, в Интернете и подготовили презентацию по вашей теме; продумывали и сделали модель вашего корабля, космическую одежду; подготовили для других команд интересные задания. И вот настало время посмотреть и показать всё это.

 

3. Работа по теме:

                              Рассказ учителя о развитии космонавтики

КОСМОНАВТИКА - (греч.) - наука, изучающая теорию и практику полетов в космос.

Интерес к космосу:

•   Учёные хотели знать, с чем столкнётся человек в космосе.

•   Первыми «космонавтами» - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.

•   Первая маленькая мышка - «космонавт» пробыла над Землёй почти целые сутки.

•   Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.

Собаки в космосе

•   Первая собака, отправленная в космос, была Лайка. 3 ноября 1957 года на Лайку надели специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка из космоса не вернулась.

•    19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.

Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Обезьяны в космосе

 

В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бонн. Но к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бонн резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось.7 января 1997 года завершился полёт спутника «Бион - 11». В течении 14 суток в космосе находились две обезьяны Крош и Мультик. По заключению специалистов, все эксперименты прошли успешно.  Био-объекты вернулись на землю и сегодня ученые ведут обработку полученной информации

 

Юрий Гагарин

 

- Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова:

« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее». (Ю.А. Гагарин).

• Именно он 12 апреля 1961 года впервые отправился в неизведанное космическое пространство.

- Родился в небольшом городке Гжатске в 1934 году. Рос подвижным любознательным мальчиком, с детства мастерил самолётики.

  •   Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оренбурге.

  •   В 1960 году начал готовиться к полёту в космос.

    • 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» был запущен с космодрома Байконур.           

•   Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю.

 

Покорение космоса

 

•   После Гагарина в космос летали сотни людей.

•   В 1965 году Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос.

•   В 1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну.

•   Американцы высаживались на Луну ещё пять раз, они сделали много ценных наблюдений.

•    Наш земляк Герман Титов провёл на орбите сутки.

•   Первая женщина космонавт - Валентина Терешкова.

 

                                                           Орбитальная станция «Мир»

 

•    В 1971 году наша страна создала первую постоянную орбитальную станцию «Салют».

•    Орбитальная - это значит - летающая вокруг Земли.

•    Орбитальная космическая станция «Мир» создана на базе конструкции станции «Салют», выведена на орбиту 20февраля 1986 года.

•   По сравнению с «Салютом» на станции увеличена мощность системы электропитания, созданы более комфортные условия для работы и отдыха космонавтов.

•    Станция использовалась в течение 15 лет. В 2001 году была затоплена в Тихом океане.

 

Жизнь и работа на космической станции

 

•   На орбитальной станции всё устроено так, чтобы космонавты не ощущали гравитации.

•   В лабораториях сделаны специальные скобы для ног, чтобы космонавты смогли устоять длительное время при выполнении экспериментов.

•   Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, а пить можно только через трубочку.

•    Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристёгнутых к кровати.

 

                                                          Особая профессия -  космонавт

 

•   Космонавт - это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

•   Начало этой профессии было положено полётом первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.

•   Космонавт - это исследователь. Каждый день на орбите - это экспериментальная работа в космической лаборатории.

•   Космонавт выполняет  роль  биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.

•   Космонавт - медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.

•   Космонавт- это строитель, монтажник.

 

Космонавтика сравнительно новая наука. Ее основоположником считается наш соотечественник - Константин Эдуардович Циолковский. Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей - фантастов. Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он верил, что человечество устремится к другим мирам.

Начало освоения космоса возможно бы не было положено в нашей стране, если бы не труды академика Королева. Сергей Павлович Королев создал первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года проводил в космос первого космонавта - Юрия Гагарина. Благодаря ему, вышел в открытый космос Алексей Леонов, полетели к Луне, Венере и Марсу автоматические космические аппараты.

 

•Что же нам поможет отправиться в наше путешествие, отгадайте загадку:

Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост -И поднимется до звезд. (Ракета)

• Давайте послушаем, на каком корабле полетит каждая команда.

 

            ХОД 2-го занятия:

Презентация космического корабля по группам.

Каждая команда представляет проект своего космического корабля.

Учитель:

•   В космосе нет воздуха, необходимого для дыхания.

•   Там очень холодно в тени, и очень высокая температура на освещенной солнцем стороне.

•   Скафандр должен не только защищать и поддерживать жизнь человека, но и быть удобным для работы.

•   Скафандр оснащён многими карманами, каждый из которых имеет своё назначение.

•   В комплект снаряжения входят: оболочка, шлем, перчатки, ботинки.

•   Российские скафандры самые надёжные в мире.

•   Скафандр весит около 50 кг, а шлем 4 кг.

 

Давайте посмотрим, как каждая команда продумала космическую одежду.

Презентация космической одежды.

Учитель:

 

Вселенная:

•    Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли.

•    Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад.

•   Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

Галактики:

•    Галактики - это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.

•    Галактики вращаются вокруг центральной точки.

•    Во вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.

Галактики располагаются группами, образуя скопления из сотен и тысяч галактик.

 

Солнце:

•  Солнце - это звезда, самая близкая к Земле.

•  Солнце - это гигантский шар из раскалённых газов.

•  Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.

•  Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить.

•   Солнце вращается вокруг своей оси.

 

Планеты:

•   Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа.

•   Вокруг Солнца движутся девять больших планет.

•   Каждая планета движется по своему пути - орбите, вокруг Солнца.

•   Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.

•   Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.

 

•   Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.

- Каждая команда выбрала планету для исследования.

 

Задание для команд:

- Чтобы узнать к какой первой планете мы отправимся, давайте расположим планеты солнечной системы в порядке удаления их от Солнца: (На магнитной доске прикреплены карточки с названиями планет и Солнце в верхнем левом углу). (Меркурий, Венера, Земля, Марс. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

У нас 4 планеты: Марс, Сатурн, Нептун, Плутон.

- К какой же из них мы полетим первой? ( Марс)

 

Рассказ о планете по группам:

Далее ребята рассказывают о своих планетах.

Учитель:

- У каждой планеты есть свои загадки и тайны, которые учёные ещё не разгадали.

- С какими загадками и тайнами столкнулись наши экипажи?

 

Загадки и тайны планет:

Ученики рассказывают о загадках своей планеты

 

Учитель:

Давайте представим, что на вашей планете есть живые существа и они захотели связаться с жителями Земли.

Каждая команда получит сообщение от жителей какой-то планеты, но послание будет зашифровано. Вам предстоит расшифровать и прочитать послание быстро и правильно.

Работа в командах.

Расшифровав сообщение, каждая команда его зачитывает.

 

        ХОД 3-го занятия:

Учитель:

Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части - земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше "земное" противопоставлялось "небесному". Думали, что существует "твердь небесная", к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.

Столетиями пересказывались и переписывались сказки, легенды и мифы. Обыгрывались одни и те же сюжеты, использовались одни и те же технические средства ("летучие" корабли и колесницы) и живые существа, чтобы добраться до небесных сфер. Так продолжалось до середины XVII в., когда успехи астрономии и техники вызвали новую волну интереса к "космическим" путешествиям, дав толчок к развитию такого литературного жанра, как парная фантастика.

О планетах, которые исследовали наши ребята, тоже сложились мифы и легенды. Давайте их послушаем. (Каждая команда рассказывает найденные легенды).

 

Мифы и легенды:

Рассказы учеников.

 

Учитель:

 

Мы уже узнали очень многое, но ещё больше существует того, что мы не знаем о космосе. В ближайшем будущем мы узнаем больше о необъятных возможностях нашей Вселенной.

Самоконтроль, самоанализ:

Учитель:

Сегодня мы многое узнали о космосе, а теперь проверим себя. Приглашаются капитаны команд, которые обмениваются конвертами с приготовленными кроссвордами.

Ребята по командам разгадывают кроссворды. А затем, команда, которая готовила кроссворд, проверяет его и оценивает.

Учитель: - А теперь проверьте себя сами. Для чего я предлагаю вам поучаствовать в викторине.( За каждый правильный ответ - очко команде).

 

ВИКТОРИНА:

1. Необъятный мир за пределами Земли? (Вселенная)

2. Звезда - самая близкая к Земле? (Солнце)

3. Человек, который испытывает космическую технику? (Космонавт)

4. Сколько весит скафандр? (50 кг)

5. Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля) Почему?

6. Гигантский шар из раскалённых газов? (Солнце)

7. Небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и газа? (Кометы)

8. Первый космонавт, побывавший в космосе? (Гагарин)

9. Есть ли жизнь на других планетах? (Нет)

10.Когда образовалось Солнце? (Около 5 млрд, лет назад)

11.Назовите имена обезьян побывавших в космосе? ( Крош и Мулътик)

12.Орбитальная станция, использованная в течении 15 лет? (Мир)

13.В чем спят космонавты в космосе? (В спальных мешках, пристёгнутых к кровати)

14.Первые собаки, побывавшие в космосе (Белка и Стрелка)

15.Их цвет зависит от температуры и величины? (Звёзд)

16. Спутник Земли (Луна)

17. Под его руководством созданы ракеты, космические корабли? (Королёв)

18.Где была затоплена орбитальная станция «Мир»? (В Тихом океане)

19.Сияющие в ночном небе тела из раскалённого газа? (Звёзды)

20.Образовалась в результате так называемого Большого взрыва? (Вселенная)

 

Подведение итога. Награждение:

Учитель:

Сейчас, посовещавшись в командах, ответьте на мои вопросы:

- Что на ваш взгляд показалось интересным?

- Что запомнили? Что понравилось?

- А нужны ли человеку знания о космосе? Зачем?

 

Награждение победителей по номинациям:

•  Лучшая презентация космического корабля

•  Самая оригинальная космическая одежда

•  Самая оригинальная шифровка

•  Кроссворд

•  Лучшее оформление проекта по теме: «Космос»

•  Самая дружная команда

 

При подготовке и выполнении работы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

 

1. Личностные: смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и мотивом; нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

3. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование знаний: анализ, сравнение, классификация.

4. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками  своей группе, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

Подумай, что и как у тебя сегодня получалось на занятии.

 Выбери ответ и поставь +

ответы

Получилось полностью

Получилось частично

Не получилось

Искать нужную для выступления информацию;

 

 

 

Оформить своё выступление;

 

 

 

Не ссориться с одноклассниками в своей группе при выполнении заданий;

 

 

 

Высказывать своё мнение при обсуждении вопросов;

 

 

 

Внимательно слушать выступления одноклассников;

 

 

 

Использовать знания, полученные на других уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014