Калейдоскоп педагогических идей
2014:
уроки
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | Контрольно Оценочные Процедуры | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
Человек Эпохи Возрождения
Автор: Ворохобова Наталья Евгеньевна
Тема урока: «Человек Эпохи Возрождения»
Учебные предметы: Обществознание + литература
Категория обучаемых: учащиеся 10 классов
Педагогические технологии: развитие критического мышления (РКМЧП), организация группового взаимодействия
Приемы: “Fishbone”
Цель урока:
- сформулировать основные проблемы Эпохи и Личности по материалам обществоведческого и литературного контекстов;
- найти фактическое обоснование, подтверждающее существование указанных проблем;
- определить возможность решения проблем применительно к современной эпохе.
Развиваемые в ходе урока универсальные учебные действия:
1. Познавательные УУД:
- осуществлять расширенный поиск информации
2. Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения
- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию
- работать в группе
Литература:
Учебник обществознания «Человек и общество» для 10-11 классов. Под ред.
Л. Н.Боголюбова. М.2013.
Обществознание. Поурочные планы по учебнику Человек и общество. 11 класс. Автор-составитель С.Н.Степаненко.Волгоград. 2013.
Уильям Шеспир. Сонеты. Пьесы. Библиотека зарубежной классики. М. 2008.
Уильям Шекспир. Ромео и Джульетта. Библиотека зарубежной классики. М.2008.
Ход урока:
1.На стадии вызова учитель в режиме технологии критического мышления актуализирует знания по теме «Эпоха Возрождения».
Необходимое замечание.
Для первого задания учащихся просят сформулировать список проблем, характерных для Эпохи Возрождения.
Второе задание: представить «список» проблем и обосновать, почему именно эти проблемы выделены, а также в чем конкретно они могут проявляться на уровне конкретного человека данной эпохи (используется прием Fishbone).
На стадии вызова работа ведется группах. Результаты представляются на доске представителями от каждой группы.
2.Смысловая стадия. На этой стадии учащимся предлагается, дополнить список,
подтвердить или опровергнуть свои предположения, прочитав соответствующие тексты.
Первая группа – обществоведческая статья « Новые ценности новой эпохи»
Текст 1 Новые ценности новой цивилизации
Одним из ключевых моментов европейской истории, уникальным периодом ломки существования пространственных и временных границ была эпоха Возрождения. Она совпала с открытием Нового Света и с повторным открытием античного мира.
Порожденные развитием капиталистического уклада хозяйствования исторические сдвиги ослабляли ценности, «приковывавшие» человека Средневековья к определенному сословию и той социальной роли, которая, казалось бы, не могла измениться ни при каких обстоятельствах. Особенно заметные перемены происходили в городах, где стремительно росли крупные состояния, что сразу меняло социальный статус обогатившихся семей, и вместе с тем нередки были случаи полного разорения считавшихся преуспевающими собственников.
Средневековье изживало себя. Все большее значение приобретали города и городские ремесленные связи, которые постепенно преодолевали все феодальные ограничения. В городах формировались новые идеи и представления о достоинствах личности. Носителями этих идей в первую очередь являлись служащие, чиновники, учителя, врачи, художники, скульпторы, поэты и др.
В ту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель всяческих пороков, обязанный посвятить свою жизнь искуплению «первородного греха», а как свободная личность, обладающая естественным правом на счастье. Не аскетический отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовными и плотскими наслаждениями жизнь признавалась единственно достойной человека. Именно благодаря постоянному и органичному взаимодействию новых идеалов и ценностей эпоха Возрождения смогла выдвинуть титанов мысли и создать непреходящие духовные ценности.
Известны имена выдающихся деятелей Возрождения. Однако меньше известна другая сторона, которая являлась неотъемлемой частью жизни и быта общества эпохи – увлечение астрологией и магическими действиями. И это отнюдь не результат невежества, а скорее проявления жажды овладеть таинственными силами природы.
В ту далекую эпоху люди гадали на трупах, вызывали демонов, совершали магические обряды при закладке зданий, зарывали в землю ослов в засуху, надеясь вызвать дождь, верили в приведения, в «дурной» глаз, занимались хиромантией и т.д.
Еще одним проявлением эмоциональной жизни людей был авантюризм – страсть к приключениям. В жизни общества, выходившего из недр Средневековья, гуманизм нередко соседствовал с разгулом страстей, своеволием и жестокостью. Преступления и пороки характерны для всех эпох человеческой истории. Были они и в Средние века, когда люди грешили и каялись в своих грехах, а покаявшись, вновь грешили. В эпоху Возрождения люли, совершая самые дикие преступления, не каялись и поступали так потому, что судью они видели не в Боге, в мнении других людей, тоже грешных. Рождалась иная, вполне светская этика, отвергавшая страх перед Богом.
Нравственные идеалы Возрождения развивались, видоизменялись в «мирской этике» пуритан (в переводе с лат. – чистота), характерными чертами которой были расчетливость, трудолюбие, поклонение богатству, презрение к бедным, скопидомство.
Пуритане отличались бесстрашием, упорством в достижении целей, религиозным фанатизмом, уверенностью в своей непогрешимости и предызбранности среди других людей. Пуританская этика сыграла значительную роль в становлении «духа капитализма». Этики будущего общества.
Вторая группа – литературная статья «Ромео и Джульетта»
Текст 2 Ромео и Джульетта
Одна из самых известных трагедий Шекспира — «Ромео и Джульетта» — вся построена на смешении комического и трагического. Трагедия врывается в жизнерадостный мир Вероны1 так жестоко и безжалостно, что Шекспир спешит об этом предупредить зрителя с самого начала. Пьеса начинается с пролога, в котором сразу говорится о том, что герои погибнут в финале. И тут же вслед за этим идут сцены, порождающие двойственное ощущение: с одной стороны, в них все блещет удалью, бьющей через край молодой силой и отвагой, с другой — все граничит с опасным безрассудством, готовым привести шалость к непоправимым последствиям. Многие сцены пьесы так жизнерадостны, полны молодого задора, стремление юных героев к любви так самоотверженно, что в ходе развития действия не раз приходит мысль о том, что драматург просто играет зрительскими ожиданиями, что он непременно что-то придумает, чтобы герои остались в живых, что их гибель невозможна. Но автор всерьез решил сказать, что с любовью и со смертью шутить нельзя.
Обратимся к сцене, когда Ромео вместе со своим двоюродным братом Бенволио и лучшим другом — остроумным и неунывающим Меркуцио — идет на бал к заклятым врагам своего рода — Капулетти. Молодым людям хочется веселья, и они готовы пренебречь опасностью. Сама опасность, которую они встретят, пробравшись в дом недругов под масками во время бала, для них — развлечение. Ромео — самый тонко чувствующий из юношей. Он прислушивается и говорит о недобрых предчувствиях, о том, что не надо идти в дом Капулетти, что этот поход приведет к молодым смертям. Но Меркуцио, которому очень хочется развлечься, пытается сбить его с этого настроя. Чтобы объяснить свое состояние, Ромео пытается рассказать о тревожном сне, который привиделся ему накануне. Меркуцио в ответ объявляет, что сновидения обманывают людей. Ромео, отстаивая свою точку зрения, утверждает, что сновидения, безусловно, оказывают воздействие на людей. С этим Меркуцио вроде бы не собирается спорить и рассказывает о том, что сновидения навеваются королевой фей Маб, крохотной, но оказывающей на людей сильнейшее воздействие. Она летит в карете из скорлупки ореха, запряженной в кузнечиков, и, промчавшись по коленке придворного, навевает воспоминания о танцах так, что спящий начинает выделывать ногами танцевальные па, а если задевает нос торговца табаком, то он чихает, словно находится в своей табачной лавке. Слушая поэтичный и одновременно лукавый рассказ Меркуцио, Ромео понимает, что друг все же не согласился с тем, что сны будят в человеке предчувствия. Меркуцио лишь показал, что они порождают сиюминутные, мимолетные настроения. Тогда Ромео прерывает друга, но тот все равно остается при своем мнении.
Ромео Да хватит! Говоришь ты ни о чем.
Меркуцио Конечно, я ж о снах, Которые лишь слабые умом Детишки в плод фантазий обращают. (I, 4)
Спор между приятелями звучит чрезвычайно современно. Не уступающие один другому мальчишки, передергивающие реплики друг друга, посостязались в остроте ума и разошлись, так ни о чем и не договорившись. Но, оказывается, именно такая недоговоренность может стать прологом трагедии.
Сначала Ромео убедится, что вроде бы Меркуцио и прав, ведь на балу у Капулетти он впервые встретит Джульетту, сумеет объясниться ей в любви. Он настолько воодушевлен встречей, что вроде бы и забывает о своих недобрых предчувствиях. Убегая вместе с узнанными в доме Капулетти друзьями, он мчится прямо в противоположном от них направлении: в сад Капулетти, искать новой встречи с Джульеттой. Ему всё удастся. Но потом окажется, что смерти все-таки последуют за походом на бал, перед которым у Ромео были недобрые предчувствия. И первой из них станет смерть неунывающего, не верящего снам, полного шуток и затей Меркуцио, который погибает в уличной стычке с воинственным и драчливым братом Джульетты — Тибальтом. Умирающий Меркуцио, не принадлежащий ни к одному из враждующих родов, ошеломлен сознанием того, что гибель настигла именно его. Перед смертью он успевает послать слова проклятий в адрес обеих семей. Ромео считает себя виновным в смерти друга, потому что все случается в момент, когда, только что тайно обвенчанный с Джульеттой, он пытается разнять скрестивших клинки драчунов. Теперь ему ничего не остается, как продолжить бой с Тибальтом, затеянный Меркурио. Второй молодой жизнью, унесенной смертью, станет жизнь Тибальта, и Ромео прекрасно понимает, какую рану нанес он любимой, став убийцей ее брата: «Ведь я родною кровью обагрил / Ей память детства» (III, 3).
Обратим внимание на сцену, в которой весть о смерти Тибальта доходит до Джульетты (III, 2). В ней использован традиционный комедийный прием, когда двое говорящих не понимают друг друга и говорят каждый о своем. Но от этой неразберихи в трагедии становится не смешно, а очень горько. Кормилица все время твердит об убийстве, не называя имени того, кто, собственно, убит. Джульетта думает, что речь идет о Ромео. Ей кажется, что нет известия страшнее. Наконец кормилица произносит имя Тибальта, и Джульетта считает, что убиты оба — и Ромео, и Тибальт. Но следующие слова кормилицы звучат для Джульетты еще страшнее:
Убит один Тибальт, Ромео жив. Он заколол Тибальта и в изгнанье. (III, 2)
Слова «Ромео жив», за которые минуту назад Джульетта отдала бы все на свете, при таких обстоятельствах вовсе не приносят облегчения. И все же, превозмогая боль и отчаяние, Ромео и Джульетта продолжают борьбу за свою любовь, которая оказывается сильнее ненависти.
Помощником влюбленных становится тайно обвенчавший их монах — брат Лоренцо. Это он предложит Джульетте во имя воссоединения с изгнанным Ромео специально приготовленный напиток, выпив который она будет казаться всем окружающим умершей, а на третий день проснется и исчезнет из Вероны вместе с любимым. Джульетта должна пойти на этот шаг и для того, чтобы избежать вторичного брака по принуждению отца, которому она не может сказать, что тайно обвенчана с сыном врагов.
Перед тем как до Ромео, высланного из Вероны за уличную схватку с Тибальтом, дойдет ложный слух о смерти Джульетты, он появляется в лучезарном настроении и сообщает о твердой уверенности, что теперь все будет хорошо (начало V акта). Будто бы все предчувствия подсказывают чуткому Ромео, что брат Лоренцо с Джульеттой придумали, как и что нужно сделать, чтобы влюбленным снова быть вместе. Такую уверенность вселило в Ромео сновидение. На этот раз, вероятно помня об уроках Меркуцио, он говорит о возможности верить снам с некоторым сомнением, в сослагательном наклонении: «Когда я вправе доверяться сну, / Он обещает мне большую радость»1. Но, услышав о похоронах Джульетты, верный памяти погибшего Меркуцио, он предпочитает верить своим ушам, а не предчувствию, рожденному сном, и делает наиболее определенный шаг к трагическому финалу, бросая вызов звездам (V, 1). Далее все его поступки будут продиктованы отчаянием, вызванным невозможностью представить себе жизнь без Джульетты.
Оказывается, вопрос, верить или не верить своему сердцу, своим предчувствиям, не такой уж и праздный. Неправильный ответ на него может стоить человеку жизни. Конечно же трагедия не разразилась бы, живи Ромео и Джульетта не во враждующем мире, не стань многовековая война родов повседневным образом жизни. Только гибель юных и прекрасных влюбленных, отчаянно сражавшихся за любовь против вражды, положила конец непримиримой розни. Но оба враждующих рода оказались наказанными, оставшись без будущего, без наследников.
Третья группа – фрагменты текста «Ромео и Джульетта» (Приложение)
3.Стадия рефлексия.
Учащимся предлагается обсудить результаты работы на предыдущей стадии и совместно сделать исправления и дополнения к предложениям, сделанным на стадии вызова. Таким образом, список проблем дополняется и конкретизируется по двум группам: проблемы Общества и проблемы Личности, а также уточняются признаки проблем.
На следующем этапе учащимся по группам предлагается «опубликовать» дополнения и сделать выводы из проделанной работы, сопоставив разные аспекты Эпохи и Личности.
Третье задание может быть предложено группе аналитиков - по одному представителю от каждой группы либо каждой группе. «Сформулировать, какие аспекты средневекового общества изменились в индустриальном обществе и какие изменения это могло бы повлечь в жизни героев Эпохи Возрождения».
Необходимое замечание. Стратегия «Fishbone» в контексте данного урока выполняет роль приема как смысловой стадии, так и стадии размышления, заполняя схему учащиеся работают с текстом на смысловой стадии, но выполняемое ими задание по сути является рефлексией по отношению к стадии размышления.
Лист самооценки
№ |
Утверждения |
Да |
Частично |
Нет |
1 |
Познавательные |
|
|
|
|
1. Мне удалось найти информацию (в библиотеке, Интернете и пр.) |
|
|
|
2 |
Коммуникативные |
|
|
|
|
1. Я сумел учесть разные мнения |
|
|
|
|
2. Я сформулировал собственное мнение и сумел аргументировать свою позицию |
|
|
|
|
3. Я установил рабочие отношения с одноклассниками в группе |
|
|
|
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014