Калейдоскоп педагогических идей 2014:
уроки

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

             

Предпринимательская деятельность: социологический опрос

 

 

Авторы: Ворохобова Наталья Евгеньевна, Елькина Надежда Александровна,

Чебатарева   Анна Владимировна    

Тема урока: Предпринимательская деятельность: социологический опрос

Учебные предметы:  Обществознание + математика + ИКТ

Категория обучаемых: учащиеся 8-х классов

Педагогические технологии: метод проектов, технологии группового взаимодействия  и самостоятельной работы, ИКТ-технологии.

Цели уроков:

1) В предметном направлении:

- Расширить представление учащихся  о  мире экономических отношений и роли информации  в предпринимательской деятельности.

 2) В метапредметном направлении:

- Используя приемы проектной технологии, технологии группового взаимодействия  и самостоятельной работы, ИКТ-технологии,  обеспечить интерес к теме, сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности.

 - Научить систематизировать, обрабатывать и графически изображать полученную в ходе выполнения задания информацию.

3) В направлении личностного развития:

- Умение осуществлять самоанализ и самоконтроль

- Развитие навыков делового сотрудничества.

Задачи

1) Обучить выстраивать алгоритм деятельности в соответствии с поставленной задачей и осуществлять поэтапное выполнение необходимых действий.

2) Научить находить и применять информацию в нестандартных ситуациях.

3) Воспитывать внимание и ответственность за качественное выполнение заданий.

4) Формировать навыки самоанализа и самооценки.

План уроков

1-й урок  -  составление анкеты и анкетирование.

2-й урок - математическая  обработка полученных результатов,  их графическая презентация.

3-й урок - анализ полученных результатов,  выводы, самооценка проделанной работы.

Литература

1. Учебник  «Обществознание» для 8-9 классов. Под ред. Л. Н.Боголюбова. М.2013.

2. Учебник  «Алгебра» для 9-го класса. Под ред. Ю.Н.Макарычева, М.2012.

3. Учебник «Алгебра» для 8-го класса. Под ред. Г.В.Дорофеева, М.2010.

Интернет ресурсы

1. www.socio.rin.ru›

2. www.works.tarefer.ru/74/100101/index.html

3. www.ru.wikipedia.org

4. www.stomvest.ru/lnks/management_217.shtml

5.http://voroxobova.sch612.edusite.ru/soc-opros.html

 

1-й урок

 

Цель урока: Сформировать представление учащихся о роли информации как ресурса, используемого в экономических процессах.

 Ход  урока

Объяснение учителя с элементами беседы.

Информация как продукт мыслительной деятельности – это прежде всего  знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т.д. Особенности использования экономических ресурсов связаны с их ограниченностью, при этом любой ресурс выступает уникальным экономическим благом. Проблема ограниченности и уникальности факторов производства побуждает стремиться к максимальной эффективности их использования, в нашем случае – в точности и полноте информации о реальном спросе на товары и услуги. 

Известна притча о том, насколько важно правильно сформулировать вопрос.

 Как-то два священника разных религиозных конфессий поспорили о том, является ли грехом курение во время молитвы. Не сумев разрешить спор очно, они согласились задать этот вопрос своим наставником. Встретившись через некоторое время, они вернулись к прошлому спору, и оказалось, что одному из них наставник сказал, что курение во время молитвы не является грехом, а другому было сказано, что это грех. В чем же была причина противоречивых ответов? В приверженности той или иной вере? Нет, все дело в том, как священники сформулировали свои вопросы. Один из них спросил: «Можно ли во время молитвы курить?», на что получил категорическое «Нет!». А второй задал такой вопрос: «Можно ли во время перекура еще и помолиться?». «Да, не запрещается», – ответил его наставник.

 

Социологический опрос включает в себя:

-  составление анкеты и анкетирование

-  математическая  обработка полученных результатов,  их графическая презентация

-  анализ полученных результатов и  выводы.

Анкета: сущность и структура

 Анкеты  как инструмент опроса  очень широко используются в самых разнообразных сферах, в различных исследовательских ситуациях.

 Анкетный опрос (или анкетирование) – один из наиболее распространенных и оперативных методов сбора первичной информации по интересующим проблемам. Это объясняется разнообразием и качеством информации, которую можно получить с его помощью. Метод анкетного опроса основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления мнения опрашиваемых (респондентов).

Важно отметить, что на характер получаемых ответов влияют следующие факторы:

а) корректность формулировки вопросов

 а) наличие возможности  у респондента сформулировать  собственный уникальный ответ

б) наличие предлагаемых альтернатив – «подсказок», отвечая на которые респондент ориентируется на собственное мнение.

 

Выполните задания:

 1. Прочтите Инструкцию по составлению анкеты (Приложение 1)      

2. Составьте анкету, воспользовавшись Конструктором. (Приложение 2)    

    Вариант: выполнения заданий парой или группой. В этом случае  прежде чем класс приступит к выполнению заданий провести соответствующую работ, например, разделиться по интересам к тем или иным видам бизнеса – туризм и отдых, строительство, услуги и продажа и т.д.                                                      

2-й урок

 

Цель урока: Научить собирать, систематизировать, обрабатывать информацию, необходимую для открытия и ведения предпринимательской деятельности.

 

Ход урока

 

Объяснение учителя с элементами беседы.

«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает свое общество» - так сформулировал главный принцип рыночной экономики ученый А.Смит.

Рыночную экономическую систему отличает свободное предпринимательство – самостоятельная, инициативная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Производители стремятся производить такие товары и услуги, которые удовлетворяют потребности большого количества потребителей. Право каждого на «свободное использование своих способностей ми имущества для предпринимательской и иной  не запрещенной законом деятельности» закреплено статьей 34 Конституции РФ. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами, достигшими возраста 18 лет, на свой риск и под имущественную ответственность.

Значимые для общества функции предпринимательской деятельности:

1) предпринимательство способствует привлечению денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, что способствует развитию национальной экономики в целом;

2) появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест;

3) активные участники предпринимательской деятельности являются основными налогоплательщиками.

 

  Выполните задания.

При работе в паре или  группе необходимо  самостоятельно распределить обязанности.

1. Проведите опрос  о востребованности предлагаемых Вами услуг или  товаров на рынке при помощи разработанной Вами Анкеты.                

2. Обработайте полученные анкеты.  

 

3-й урок

 

Цель урока: Научиться анализировать, обобщать и графически изображать полученную в ходе опроса информацию, делать вывод о перспективности того или иного вида бизнеса

 

Ход урока

 

Объяснение учителя плана урока с элементами беседы.

1) обработка полученных результатов, 

2) их графическая презентация

3) анализ полученных результатов и  выводы.

 

Выполните задания.

 При работе в паре или  группе необходимо  самостоятельно распределить обязанности.

1. Проанализируйте полученные результаты, сделайте необходимые расчеты и графическую интерпретацию. (Приложение 3)

2. Сделайте вывод по результатам исследования и подготовьте презентацию

3.  Оцените проделанную работу,  заполнив таблицу самооценки и взаимооценки. (Приложение 4)

 

                                                                                                                    Приложение 1    

Инструкция  для учащихся по составлению анкеты

Первое, что нужно сделать, берясь за составление анкеты, – это определить ее цели. Без  этого шага  вся последующая работа теряет смысл. От целей анкеты напрямую зависит содержание анкеты: вопросы, варианты ответов, вступление, заключение. Чаще всего основной целью анкетирования является выявление потребностей, склонностей   и интересов клиентов. Полученная информация позволит уточнить направления Вашего бизнеса, скорректировать ассортиментную политику компании, обновить модельных ряд, улучшить качество обслуживания клиентов, внедрить новые формы сотрудничества.

От того, как сформулирован вопрос, зависит, поймут ли его респонденты (т.е. кто будет отвечать на вопросы анкеты, анкетируемые) и соответственно ответят ли они правильно на тот вопрос, который им задан. Если вопрос сформулирован неоднозначно, то надежность полученных данных снижается.

Анкета должна состоять из 3-х частей:

1. Вступительная часть

2. Основной блок вопросов

3. Заключительная часть

 

1. Вступительная часть включает в себя:

Описание  -  кто и зачем проводит анкетирование. Например:   Департамент маркетинга компании АВС проводит изучение мнения участников конференции по вопросам повышения качества обслуживания клиентов

 Правила заполнения анкеты. Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению. Если в списке нет подходящего для Вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место. Просим ответить на все вопросы. Ваше мнение очень важно для нас!

Время, необходимое  для заполнения анкеты. Заполнение анкеты займет у вас  5-10 минут. Благодарность. Спасибо за участие в опросе!

Вступительная часть должна прояснять респондентам цели анкетирования, показывать, что именно предполагается делать с полученными сведениями. Важно показать, что цель анкеты – это не просто пустое любопытство, а получение нужной информации, которая будет использована в интересах клиентов. Кроме того, вступительная часть   дает респонденту необходимые пояснения и инструкции. Анкета, которая начинается сразу с вопросов, без каких-либо дополнительных пояснений и комментариев на бессознательном уровне ассоциируется с допросом и вызывает желание отказаться от анкетирования.

2. Основной блок вопросов:

Для анкеты могут быть использованы как открытые, так и закрытые вопросы.

1. Закрытыми называются вопросы, которые предлагают определенные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать подходящий ему вариант (или несколько вариантов, в зависимости от цели вопроса).

Закрытые вопросы лучше использовать, когда набор возможных вариантов ответа известен и основная задача, понять какое количество респондентов предпочтет тот или иной вариант ответа.

2. Открытые вопросы не предусматривают вариантов ответа и предоставляют респонденту самому сформулировать ответ. Открытые вопросы используются, если разработчику заранее неизвестны возможные варианты ответа, и его задача выявить весь спектр мнений по вопросу.

Общий принцип последовательности вопросов состоит в том, что сначала в анкете помещают более простые вопросы, ответ на которые не требует от респондента долгих размышлений. Это делается для того, чтобы постепенно вовлечь респондента в процесс, пробудить у него интерес к заполнению.

 

3. Заключительная часть анкеты обычно включает:

 -  Открытый вопрос  о пожеланиях и предложениях, для того чтобы участники имели возможность высказать любое свое мнение, даже если оно не вписывается в формат анкеты. (Например, Ваши пожелания и предложения компании АВС).

 - Информация о респонденте (на жаргоне социологов эта часть называется «паспортичкой», т.е. персональные данные о самом респонденте или, как в нашем случае, о его компании)

 -  Благодарность за участие в опросе. Обычно этот блок заключительной части анкеты состоит всего из одного слова «Спасибо!». И пусть вас не смущает, что во вступительной части мы уже выражали благодарность участникам. Вам действительно  есть  за что благодарить участников, которые потратили свое время, чтобы вы получили нужную вам информацию. К тому же, во вступительной части мы благодарим за согласие участвовать в опросе, а в конце анкеты благодарим за то, что анкета заполнена и человек выполнил для нас определенную работу.

Оформление анкеты – это возможность показать клиентам свой профессионализм и стиль. Перечислим наиболее важные правила оформления анкет:

1) В анкете необходимо использовать фирменный стиль.                                                                         2) Шрифт анкеты должен быть достаточно крупным (не менее 12 кегля).                                                 3) Вопросы должны быть отделены друг от друга пробелами. Сами вопросы лучше выделить жирным шрифтом, а варианты ответов не выделять.                                                                                      4) Если вопрос открытый, необходимо оставлять достаточно места, для того, чтобы можно было вписать ответ от руки.                                                                                                                                               5) Не стоит печатать анкету с двух сторон листа. Это может привести к большому количеству не до конца заполненных анкет.

 

                                                                                       Приложение 2

                                                    Конструктор                         

                                       для составления анкеты  

          

СЕРВИС

1. Как часто Вы пользуетесь услугами  _____________(парикмахерская, гостиница, гостиница для животных, ресторан, кафе, тренажерный зал, грузоперевозки, аптека, автосервис …)?

а) часто    б) иногда    в) никогда

2. Как Вы относитесь  к  открытию (созданию) ______________     в Вашем районе?

а) одобряю    б) не одобряю    в) не определился

3. Какие  виды (дополнительные) услуг Вы хотели бы получать  в ________________________? (Можно выбрать несколько вариантов).

А) _________________  ( маникюр, страхование……

Б) _________________  (педикюр, охрана ……

В)__________________ (перевозки……………

Г) Другое _____________

4. Часто ли Вы покупаете _ _______________________(продукцию…..   пользуетесь услугами)?

а) часто   б) редко    в) никогда

5. Вы предпочитаете делать покупки в магазине или через Интернет?

а) в магазине      б) через Интернет   в) когда как

Паспортичка

1. Ваш пол

 а) мужской   б) женский

2. Ваш возраст

а) до 18 лет    б)18-30   в) 31-50    г) старше 50

3. Ваш уровень дохода

а) ниже среднего    б) средний   в) выше среднего

                                                            Благодарим за участие!

 

 

 

СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕМОНТ

1.Вы планируете построить или реконструировать (отремонтировать)  загородный дом?

а) да      б) нет     в) не знаю

2. Если да, то:

а) для постоянного проживания

б) для временного проживания

в) еще не решил

3. Стали бы Вы пользоваться услугами проектного бюро?

а) да    б) нет  в) не знаю

4. Планируете ли Вы заказать дополнительные услуги во время строительства дома (ремонта в квартире)?

а) да, планирую    б) нет, не планирую   в) не знаю (не определился)

Если да, то какие ___________________________________________

Паспортичка

1. Ваш пол

 а) мужской   б) женский

2. Ваш возраст

а) до 18 лет    б)18-30   в) 31-50    г) старше 50

3. Ваш уровень дохода

а) ниже среднего    б) средний    в) выше среднего

Благодарим за участие!

 

 

ОТДЫХ, ТУРИЗМ, УВЛЕЧЕНИЯ

1. Хотели бы Вы заниматься   __________________(танцами, музыкой,  ……… )?

а) да   б) нет  в) не определился

2. Нравится  ли  Вас современное искусство?  (живопись, музыка,………….

а) да    б) нет  в) не знаю

3. Какие жанры (виды, направления….) Вас больше интересуют? (Можно выбрать несколько вариантов).

а)______________________(авангардизм…. реализм…

б)______________________  (фэнтази……  рок…..

в)__________________________________

Что еще___________________________

Паспортичка

1. Ваш пол

 а) мужской   б) женский

2. Ваш возраст

а) до 18 лет    б)18-30   в) 31-50    г) старше 50

3. Ваш уровень дохода

а) ниже среднего    б) средний   в) выше среднего

                                                            Благодарим за участие!

 

ТОРГОВЛЯ

1. Какой ассортимент продукции Вы предпочли бы? (Можно выбрать несколько вариантов)

а)______________________(указать название продукта

б)_______________________

в)_______________________

…………………………………………..

Другое__________________

2. Что  Вас привлекает  в   _______________магазине? (Можно выбрать несколько вариантов)

а) качество товара

б) условия доставки

в) сроки выполнения

г) приемлемые цены

д) широкий ассортимент

е) качество обслуживания

ж) что еще_____________________

Паспортичка

1. Ваш пол

 а) мужской   б) женский

2. Ваш возраст

а) до 18 лет    б)18-30   в) 31-50    г) старше 50

3. Ваш уровень дохода

а) ниже среднего    б) средний   в) выше среднего

                                                            Благодарим за участие!

 

                                                                                                                 Приложение 3

 

Анализ полученных результатов, их графическая интерпретация

 

Анализ полученных результатов включает в себя  данные  по каждому вопросу, выраженные в цифрах и процентах соответственно. Для этого необходимо сделать математические расчеты по каждому вопросу и каждому варианту ответа, а затем результаты изобразить графически.

 

Например:

1.  В опросе приняли участие 100 человек (100%), из них 53 человека – мужчины (53%) и 47 человек  - женщины (47%).

 

Диаграмма к данному вопросу

 

2. На вопрос «__(сформулировать вопрос)___?»     ответили  «да»   _______чел. (____%), ответили «нет» ______чел. (___%) , воздержались_____ чел. (____%).

 

Например:   из 50 человек  14 человек ответили «да»  -  14:50х100=28%

                      21 человек ответил  «нет» - 21:50х100=

                      15 человек воздержались - 15:50х100=30%.

 

 

 

 

Диаграмма к данному вопросу

 

 

Виды графической интерпретации (диаграмм)

1.      В том случае, если вопрос  предполагает выбор одного варианта из нескольких, диаграммы могут быть следующих видов: 

 

 

 

1. Гистограмма

 

2. Круговая диаграмма

 

2.   В том случае, если вопрос предполагает выбор нескольких вариантов, то графическая интерпретация может быть в виде  гистограммы.

 

 

 

Вывод

Вывод включает в себя обоснование перспективности данного вида бизнеса.

Например: Полученные данные свидетельствуют о том, что предложенные компанией услуги будут востребованы потенциальными клиентами (или не востребованы, в зависимости от результатов опроса), так как   большинство опрошенных на Вопрос «…» ответили положительно и т.д. по всем вопросам.

 

 

 

 

                                                  

                                                                                                            Приложение 4

 

 

 Критерии оценки                                         

                                                         (заполняется учащимся)

 

Критерии самооценки и взаимооценки

Обоснование критериев

Баллы  (10)

1. Понимание задания

(знание и понимание)

 - Включенные материалы  демонстрирует точное понимание задание

 - Включены  как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней

 - Включены материалы, не имеющие непосредственное отношение к теме; собранная информация не проанализирована.

2

 

1

 

 

0

2. Полнота выполнения задания

(применение)

 - Полностью выполнены все задания

 - Задания выполнены частично или есть технические ошибки

 - Большая часть заданий не выполнена или задания выполнены с ошибками (смысловыми и техническими).

2

1

 

0

3.Логика представления

(анализ)

 - Логичное представление информации, обоснованность результатов и выводов

 - Нарушение логики

 - Отсутствие логики, хаотичность изложения

2

 

1

0

4. Авторская оригинальность

(синтез)

 - Работа  в большей части содержит собственные оригинальные идеи, решения,  примеры

 - В работе присутствуют авторские находки

 - Стандартная работа, выполнена по шаблону, без авторской индивидуальности

2

 

1

0

5. Самооценка

 (оценка)

- Бланк самооценки заполнен полностью и объективно

- Самооценка произведена формально

- Бланк не заполнен или с грубыми ошибками

 

2

1

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014