Калейдоскоп педагогических идей 2014:
УУД

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ   УРОКИ   УУД Контрольно Оценочные Процедуры ТЕХНОЛОГИИ СТАТЬИ

УУД ФГОС начального общего  образования

Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

·         обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

·         создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

1.      личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2.      смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

3.      нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

·         целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

·       планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·       прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

·       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·       коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

·       оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

·       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

·      самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·      поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

·      структурирование знаний;

·      осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·      выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·      рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·      смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·      постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

Знаково-символические действия:

·      моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

·      преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

·      анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·      синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·      выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

·      подведение под понятие, выведение следствий;

·      установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

·      построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

·      доказательство;

·      выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

·      формулирование проблемы;

·      самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

·      планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

·      постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·      разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

·      управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

·      умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

·      владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно‑возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

·      из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;

·      из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я‑концепция как результат самоопределения;

·      из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я‑концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

 

 

Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

 

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

ü внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

ü широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ü учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ü ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

ü способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

ü основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ü ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

ü знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

ü развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

ü эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

ü установка на здоровый образ жизни;

ü основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

ü чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

Выпускник получит возможность для формирования:

Ø внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

Ø выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Ø устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Ø адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;

Ø положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

Ø компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

Ø морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Ø установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

Ø осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Ø эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

ü принимать и сохранять учебную задачу;

ü учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

ü планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

ü учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

ü осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

ü оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

ü адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

ü различать способ и результат действия;

ü вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

 

Выпускник получит возможность научиться:

Ø в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Ø преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Ø проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Ø самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Ø осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Ø самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

ü осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

ü осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

ü использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

ü строить сообщения в устной и письменной форме;

ü ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

ü основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

ü осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

ü осуществлять синтез как составление целого из частей;

ü проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

ü устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

ü строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

ü обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

ü осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

ü устанавливать аналогии;

ü владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

Ø осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Ø записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

Ø создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Ø осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Ø осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Ø осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

Ø осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Ø строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Ø произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

ü адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

ü допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

ü учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

ü формулировать собственное мнение и позицию;

ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

ü строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

ü задавать вопросы;

ü контролировать действия партнёра;

ü использовать речь для регуляции своего действия;

ü адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

Ø учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

Ø учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Ø понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Ø аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Ø продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

Ø с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Ø задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Ø осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Ø адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Ø адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Чтение. Работа с текстом

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,

освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

 

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

ü находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

ü определять тему и главную мысль текста;

ü делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

ü вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

ü сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два‑три существенных признака;

ü понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

ü понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

ü понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

ü использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ü ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

Ø использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

Ø работать с  несколькими источниками информации;

Ø сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

 

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

ü пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

ü соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

ü формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

ü сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

ü составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

Ø делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

Ø составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

 

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

ü высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

ü оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

ü на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

ü участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

Ø сопоставлять различные точки зрения;

Ø соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

Ø в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

 

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

 

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

ü использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

ü  выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

ü организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

 

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

ü вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

ü владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

ü рисовать изображения на графическом планшете;

ü сканировать рисунки и тексты.

 

Выпускник получит возможность научиться:

Ø использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

 

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

ü подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

ü описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

ü собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

ü редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;

ü пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический  контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

ü искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

ü заполнять учебные базы данных.

 

 Выпускник получит возможность научиться:

Ø грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

 

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

ü создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

ü создавать сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

ü готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

ü создавать диаграммы, планы территории и пр.;

ü создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

ü размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

ü пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

 

Выпускник получит возможность научиться:

Ø представлять данные;

Ø создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

 

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

ü создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах;

ü определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

ü планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

 

Выпускник получит возможность научиться:

Ø проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

Ø моделировать объекты и процессы реального мира.

 

 

 

 

© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014