Калейдоскоп педагогических идей 2014:
УУД
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | УРОКИ | УУД | Контрольно Оценочные Процедуры | ТЕХНОЛОГИИ | СТАТЬИ |
УУД ФГОС основного общего образования
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
УУД для основной школы
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
ü целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
ü самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
ü планировать пути достижения целей;
ü устанавливать целевые приоритеты;
ü уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
ü принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
ü осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
ü адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
ü основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
Ø самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
Ø построению жизненных планов во временной перспективе;
Ø при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
Ø выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
Ø основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
Ø осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Ø адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
Ø адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Ø основам саморегуляции эмоциональных состояний;
Ø прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
ü учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
ü формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
ü устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
ü аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
ü задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
ü осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
ü адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
ü адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
ü организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
ü осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
ü работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
ü основам коммуникативной рефлексии;
ü использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
ü отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
Ø учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
Ø учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Ø понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Ø продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Ø брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
Ø оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
Ø осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
Ø в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
Ø вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Ø следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Ø устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
Ø в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
ü основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
ü проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
ü осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
ü создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
ü осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
ü давать определение понятиям;
ü устанавливать причинно-следственные связи;
ü осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
ü обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
ü осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
ü строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
ü строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
ü объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
© ГБОУ школа № 612, Центрального р-на, Калейдоскоп педагогических идей, 2014